Aristos

Aristos значит – лучший, они называли себя «лучшие среди равных» – что ханжество и ерунда, потому что там кипело стремление к превосходству, как среди зверья, и альфа-самцы основали аристократические роды, все грубо и просто

а потом надо было как-то оправдать это положение, выделиться манерами, нарядами, каретами и количеством рабов; в том числе и украшением домов, особняками, что давало импульс развитию изящных искусств, как и прочих

а потом пришла демократическая эпоха, когда каждый мог купить дом или автомобиль и стали ценить совершенно конкретные качества, а не историю рода; да еще в этой истории их родов было столько пакости и преступлений, что многие и вспоминать не хотели

тут еще одно: сама история стала проблемой, и исторический подход к самым разным темам мыслящие люди постепенно стали отвергать; стали говорить, что сегодня понятие аристократизма совершенно другое и связано не с внешним, а с внутренним – а с этим у них всегда были проблемы

само возвышение определенных родов в эпоху абсолютизма было связано, что греха таить, вовсе не с благородством, а как раз с сервилизмом, угодничеством, искусством лести и подлостью: мало кто завоевывал титулы на поле боя, да и там не своей кровью…

все это вообще создало двойной ореол: конечно, лучшие из них были меценатами и людьми чести, однако только глупые учебники полагают, что таких было большинство; так что в большей степени на них разбой, угнетение, гордыня, порок… в общем, они дети не Христа (как те рыцари), а того самого маркиза…

однако мифы живучи – за неимением иного содержания, их берут на вооружение домохозяйки, вообще современные женщины, у которых с головой серьезные проблемы; они ведь оказались в странной ситуации равенства, а самое первое его следствие то, что все в равной степени друг к другу равнодушны

 

в старой жизни люди выделялись: происхождением, мастерством, даром, храбростью – так что общество представляло интересную картину, и шло развитие, именно усилиями этих выдающихся людей, чье положение было узаконено

сегодня все иное: нет никаких отличий, поэтому их получает не тот, кто выше дарованием или реальными качествами личности, а тот, кто громче орет и рекламирует свой товар: демократия – это великая пошлятина

и поэтому дамы все рвутся в аристократки за пять копеек: купи фирменную сумку или перчатки – вот и графиня! – они полагают, что аристократизм проявляется в одежде, еде и этом гордом орлином взоре, которым ты окидываешь прочих – что бывает ужасно смешно

копеечные аристократки наводнили улицы; ну естественно, что стремление жить чище, мыслить благороднее, не жрать хлеб и проявлять какой-то минимальный вкус – оказывает положительное влияние на всю ситуацию разгула демократии, но с другой стороны, тут происходит явная подмена, очередная фикция

потому что аристократизм существует и сегодня; только он называется совершенно иначе и в нем совершенно иное содержание: это иерархия, которая складывается не из перчаток и диет, а из состояния духа и сознания, и к сожалению, войти в нее гораздо труднее, чем вообразить себя аристократкой

это как раз отречение от мирских отличий, нищета духа, творчество бытия, высота помыслов, возвышенность чувств – когда говоришь такие слова, каждый понимает: ну да, так и есть, мы это знаем – да и правда, понять это очень просто, признать – естественно, однако трудно жить по этому принципу: перчатки и сумки – проще

а вопрос этот важен не из-за комических аристократов и светских «львиц» за пять копеек, а потому что у современного человека есть серьезная проблема с обретением достоинства: мы читаем в романах, какое значение ему придавали те дворяне

сегодня оно несколько смешно – читать, как они гусаками ходили, держа руку на эфесе, тут какие-то комплексы дикие, говоря нашим простым языком – однако сегодня достоинства в людях стало что-то слишком мало, вот его и подменяют перчатками; а перчаточное достоинство – чепуха…

это приводит к многочисленным следствиям – от быта до высокой политики, от художественного стиля до философии – повсюду я ощущаю это полное отсутствие достоинства, низость, которая входит в норму; и наше знаменитое хамство – лишь одна черта из многих…

 

общества больше нет, и значит (на самом деле) нет общей морали; отсюда, нет кодекса достоинства, кодекса чести, и постепенно люди осознают, что «все позволено»

дело в том, что мораль как таковая – вовсе не закон для каждого; те же аристократы на каждом шагу ее нарушали; мораль дает Бог – я не знаю никакого иного источника морали; если у вас нет Бога, то – как правильно вывел классик – «все позволено»

общество пыталось установить какие-то рамки цивилизации, и сегодня они пытаются сделать это, однако закон – слабый способ формирования морали, особенно в условиях современной «толерантности» и «гуманизма»

мы даже не осознаем, что живем именно в обществе, где все позволено хаму и бандиту, причем речь не только об отдельных индивидах, а тут уже целые страны бандитствуют по всему миру, и у нас подозрение, что начат новый передел мира: новые альфа-самцы лезут вперед, устанавливая режим новой дикости

сразу понятен закон: отмените мораль – сразу полезут аристократы, как тараканы в щель; нет понятия в мире, которое было бы настолько извращено и нанесло бы этому миру столько вреда; причем все еще впереди…

и глядя на сегодняшних, начинаешь понимать природу явления

кто были те благородные? – самые алчные и грубые, аморальные и жестокие – короче говоря, первые аристократы, первые рыцари были людьми, которые собрали в себе не самые лучшие свойства – мягко выражаясь, и даже эта пресловутая рыцарская любовь к даме – цветок, который вырос на навозе

то есть, этим я хочу сказать, что мы должны ценить свое достоинство, свои принципы и нравственные устои, уровень образования и глубину понимания явлений и не уподобляться глупой дамочке в бутике

А. Модильяни. Женщина в белой накидке

в портретах Модильяни звучит эта таимая высота – ее заглушает будничный шум, шум пошлого мира, а тут она вдруг прозвенит далекой, высокой нотой, обозначив вечную правду, вечную суть, которая есть в каждом – и только гений умеет выхватить ее из хаоса сознания и вычертить на холсте…

 

их назвали аристократами духа; мне вообще не нравится это слово – аристократ – и особенно в таком словосочетании; потому что никто из нас не может претендовать на звание лучшего, и вообще наше лучшее качество – отсутствие гордыни, смирение

«рыцарем веры» назвал Киркьегор Авраама; наши подвижники все время используют образы духовной брани, битвы с сатаной – это привычные образы, которые дают некоторое понятие об этой непростой стезе, но то лишь метафоры, а метафоры таят всегда искажение и опасность

я бы мыслил более просто и буднично: нет никаких аристократов в пошлой демократической «среде», в этой кишащей массе – там одни фикции, в том числе и комичные суррогаты аристократизма; и существует лишь одно настоящее отличие, и все понимают, какое именно

эта высота духа, творческий полет, «воля к власти», словами Ницше – ничего тут нет нового, и никто с этим не станет спорить, просто достичь этой высоты непросто, а потому и болтать о сем бесполезно: тут надо действовать, на это надо жизнь положить – и только так

А. Модильяни. Служанка

высокая отрешенность, сквожение на высотах духа

Чувственно воспринимаемый мир есть не что иное, как цепь явлений… он не есть, собственно, вещь сама по себе и, следовательно, необходимо относится к тому, что содержит основу этого явления – к сущностям, которые могут быть познаны… как вещи сами по себе (И. Кант)

в этом мире я уже не вижу человека; не постигаю сущности; тенденция нового искусства – отвращение от мира

это отвращение не всегда принимает форму открытого бунта, оскорбления вкусов буржуа, эпатажа и пр. – оказалось, что есть более тонкие и более сильные средства; в своей основе – это отход от мира видимостей, упрощение вещей, приход к чистым сущностям

сущее как таковое – есть в каждом из нас, только оно задушено, задавлено шумом цивилизации, топотом и криками дня – но у меня есть еще ночь, прозрачная ночь, в которой я вижу бледные лики, глаза, утонувшие в лазури, мысли, утонувшие в Боге – настоящее бытие человека

он видит в модели нечто главное, безусловно человеческое, выделенное им из потока впечатлений, слов, привычных поз или банального опыта общения; отброшены все «случайные черты» – и человек вновь обретает сущность, приближен к бытию и вознесен на высоту

 

дополнение

статус

люди разные; и когда мы пишем такие вот общие темы, конечно определения не относятся ко всем разом, надо различать; я заметил такое явление как раз у самых чистых и трепетных женщин: неуверенность в себе, в благородстве своих чувств и возвышенности души

сам этот мир настолько низок, полон лжи, цинизма и хамства – лишен поэзии и правды – что простому человеку трудно поверить в себя, свое настоящее благородство, вот он и находит самые разные – модные способы повысить свой социальный статус

на это и работает целая индустрия, которая обслуживает в основном эти псевдо-аристократические порывы женщин, от которых стоит шум и треск и хохот по всему миру…

кажется, это неизбежный результат эмансипации и того «равенства», которого на самом деле – оказывается – вовсе никто не хочет

 

Толстой

надо вспомнить его как первого из дворян, который едко высмеял аристократизм, притом что у него там являются и настоящие аристократы – только и они стремятся сбросить эту мишуру и работают на станке и занимаются с дочками геометрией

но для него, истинный аристократизм может быть только духовным, все прочее – мишура и ложь, а этого он терпеть не мог

однако может этот гений, который всю жизнь провел в заблуждениях, и тут заблудился? – может, этот «граф-мужик» слишком уж перегнул палку, изображая эти «мраморные плечи Элен» и совершенно уже неживых кукол в виде русских аристократов?

думаю, тут с ним все в порядке; и для нас важно осознать смысл настоящего благородства в сегодняшнем мире, где новые кровососы и убийцы лезут в аристократы якобы в силу своей высокой культуры; а вся их культура заключается в искусстве убивать и грабить

и таких «аристократов» в мировой истории пруд пруди, и точнее и честнее было бы называть их просто мерзавцами: Толстой так бы и сделал

 

главное

оно всегда ускользает; наверное, потому что главное не выразимо на бумаге, оно слишком сущностно и глубоко для этого; тем не менее, можно коснуться его краем мысли: возвышенное состояние души зиждется на неком противоречии, внутреннем конфликте в субъекте

происхождение, история рода и заслуги предков, видимо, играют роль в том настрое, который получает ребенок; однако все же в наше время гораздо важнее другое, именно та сила сопротивления среде, выталкивающая человека из массы, из толпы – во имя некой миссии

он ощущает и потом сознательно развивает этот внутренний конфликт, в котором и состоит вся сила и вся драматургия личности, все качество судьбы; и тут он чаще идет именно против рода, против уготованного ему места, потому что место никогда не дарует настоящей судьбы: это антонимы

им движет эта творческая сила духа, и чем бы ни занимался человек, каким бы даром ни обладал – в наше время хаоса и смешения именно эта сила есть самое главное в нем и лишь она сулит нам какие-то реальные надежды

13 октября 2017

Показать статьи на
схожую тему: