Вечность
Человек должен существовать вечно
Новалис
свобода имеет функцию; то есть просто беспредметная свобода, существование в пустоте, когда ничто меня не касается – игра воображения, иллюзия; мыслящий разум, умная душа возвышается до бесконечного
каждое свободное действие – триумф бесконечного Я над конечным 1
это парение может иметь разные формы – медитация, поэзия, молитва – задача превзойти человека per se, собственно, это тот путь к сверхчеловеку, который позже опишет Ницше
из светлой точки парения изливается вся бесконечность
там происходит настоящее разделение – дух и материя, субъект и объект, время и бытиё; он совершенно верно понимает это: стоя на земле, ты не можешь возвыситься до настоящего разделения сфер, у плоскости свои ограничения
так гений творит бытие, в каждом факте цельность и бесконечность, и только так появляется опус, отпечаток творящей воли, миг бесконечности и гармонии, и красоты, и смысла, и т.д.
я не могу «существовать вечно» – в данной точке времени, конечно, где могу осознавать лишь ограниченный горизонт событий; но парение поднимает меня над плоскостью обыденной жизни, поэзия – основа любого творчества, сублимация, касание высших сфер
во мне заложено это стремление, я не ведаю к чему оно приведет, однако без него уже не могу существовать: в мире для меня нет пути; так возникает реальный образ Вечности, в которой «каждое мгновение совершается целиком»
гений творит в Вечности, осуществляя я-бытие, воплощенное – реализованное вполне бытие, и только в таком режиме возможно вообще какое-либо свободное действие; свобода вне творчества – я-бытия, свободы, гармонии, истины – ерунда, заблуждение, игра иллюзий
то же относится к философии, которую ты должен пройти, реализовать впервые – у Новалиса есть мысль, что «может, философия еще не начиналась…» – в самом деле, я начинаю философию, потому что только мое уникальное мироощущение и умозрение и есть настоящая философия, то же у других) – и нет никакого учебника
вся эта философия утверждает жизненный мир субъекта – в противоположность абстракции общего мира – в котором реально существуют такие явления, как Бог, Вечность, бесконечность, истина
поэтому и вера не есть просто мысль – отделенная от меня и устремленная за пределы я – но насущная, фактическая причастность, вхождение в божественную сферу, приобщение к Вечности; я должен реализовать всю доступную мне полноту бытия – встать во весь рост пред таинством
поэт – это не вполне человек, то есть он не воспринимает мир сей всерьез, тут лишь основа, толчковая доска для рывка, он весь в этом рывке, в порыве – он исходит из мира (во всех значениях) – это первая ступень духовности
поэт, в котором нет этого рывка в Вечность, порыва к бытию, этой волшебной возвышенности, хрупкости светлого слога – просто писатель, один из многих, и к настоящей истине непричастен
это разница между анализом и комментарием, который всегда скользит по поверхности и приводит какие-то непонятные вещи к общему знаменателю, понятному любому мещанину; поэт создает настоящий мир, живой и осмысленный, противостоящий данному
я нахожу у Клее эти тонкие, легкие образы, хрупкие абрисы существ, только намеченные – ибо невозможно перевести такие прозрения полностью и овеществить их (значит – убить) – идея есть всегда только эскиз бытия
неожиданная и самая ненемецкая мысль на свете о том, как «говорящий запускает процесс осмысления» –
философия есть бесконечный передаточный механизм, когда один запускает идею, другой ее осмысливает и в свою очередь передает дальше в своей редакции
никакой окончательной истины, никакой полной и неоспоримой экспликации, все в вечном движении осмысления и становления; тут нет функции цели, а значит и непонятна роль публики – то есть что это такое? – слушающая масса? – зачем она нужна, ведь мне нечего ей сообщить
имею в виду: ничего окончательного и совершенного; а что касается ее способности к осмыслению и творчеству, они явно равны нулю, поэтому публика выпадает из творческого процесса – это в будущем
(Новалис видит очень светлое будущее, совершенных людей в процессе совместного сияющего познания высокой истины бытия – очень мило и очень маловероятно)
люди, принадлежащие к разным культурам, и живут, и мыслят, и воспаряют духом по-разному: есть у немцев это стремление к вертикальному взлету, когда распахиваются небеса, экзальтированная сублимация духа – давала самые разные результаты в реальной истории мира сего…
философ чутко регистрирует состояние реальности – вот в чем парадокс – отрешенным оказывается, напротив, обыватель; и он ощущает, как она ускользает, расплывается в эпохи смуты и хаоса…
эстетика оказывается на втором плане; живопись дошла до предела выразительности и откатилась в идею, главное – смысл, он мучит, толкает дойти до предела, не дает покоя
она стала искать какие-то новые модели – отражение сознания; в людях в период больших катастроф возникает это стремление понять себя, осознать себя, и в такие моменты онтология, этика становятся важнее эстетики
объяснять это можно весьма просто: если в человеке не осталось нежности, доверия и любви, так это будет иное существо, парящее и лишенное привычного существования – на пути к бытию – странный улыбчивый призрак, который вдруг – себе вопреки – и крикнет о главном
высокое есть самое понятное
верно: человек отвык от себя, утерял себя, а поэтому полагает эти высшие состояния духа случайными, призрачными, почти шизофренией; на самом деле это и есть настоящие – трудно понимаемые, необычайные – порывы к бытию
а чтобы они не казались болезнью, нужны упражнения, постоянная деятельность, практическое творчество, которое имеет цель в самом себе, есть только чистое творчество, все иное – просто функциональная деятельность (проектирование, экспозиция, строительство и пр.)
и поэтому мы теперь слишком уж резко разделены: вам совершенно непонятны рисунки Клее – а мне ну совершенно непонятны бесчисленные пустые действия, вся эта суета с пробками, деньгами, гаджетами – всем тем, что вы называете жизнью
вот и получается парадокс пошляка, который все понимает, что вокруг него происходит, представляет жизнь сугубо материально и предметно, и на самом деле не понимает вообще ничего в самом главном – тут выбор… да, выбор, которого у них уже нет
чтение таких книг есть путешествие, в котором ты стремишься узнать иные страны, иные местности, побывать в горах, увидеть пустыню и услышать шипение ветра по дюнам – однако твой край другой и ты привык жить именно в нем; просто теперь упадок творческих сил, нужны новые стимулы
таким образом мы помогаем друг другу обрести их; но есть исконные двигатели, настоящие творческие импульсы – поэзия, живопись, дух – они абсолютно самобытны и это таинства: непонятно, как возникают, почему гаснут и т.д.
при их отсутствии, человек отправляется в путешествие; однако все здешние впечатления – лишь дополнение, и путь его бесконечен
1 Новалис. Фрагменты, с.70