О поэзии

зачем нужна поэзия? – на этот вопрос, кажется, нет прямого ответа; мы живем в мире, где человек уверен, что он уже властелин Вселенной и ему нужны лишь вещи и другие вещи; собственно, себя самого он видит исключительно потребителем, не осознавая нелепость такой позиции (я не могу назвать ее философией)

то есть, был этап, когда люди были дураками, боялись молний и верили во всяких богов и прочую чепуху; но теперь мы овладели всем знанием, «покорили природу», попутно и космос, и что там еще – и теперь мы ужасно умные и нам море по колено

правда, это море регулярно налетает на берег и легкой волной сметает к чертовой матери всю эту вшивую цивилизацию, но уж очень людям хочется верить в свое всесилие; и они совершенно забыли, откуда ноги растут; а собственно, откуда именно?

да, если по-простому, на чем стоит вся ваша цивилизация? – на дорогах, науке, коммуникации, промышленности? – нет, г-да, она как раз и стоит на чем-то таинственном и непостижимом, на этой высоте, которая не видна вся и всем; на поэзии она и стоит

иначе говоря, на этой сублимации, когда душа человека (а у него есть душа) устремляется ввысь и предчувствует мир иной, и возвышенной мечтой обнимает его; отсюда, и гуманизм, и выделили человека из массы слепой природы, и стали беречь его как умели…

в нем был глас Божий, и этот глас поведал, что мы храним «образ и подобие» – тут была перспектива, задача, да в этом и был весь смысл развития и самосознания!

а если не это – значит, он есть часть этой природы, такая же слепая и случайная: у какой-нибудь кукарачи 24 ноги, у каракатицы восемь, у таракана – 6, у волка – 4, у человека – 2, вот и вся разница

 

но это еще не вся песня: почему вдруг люди превратились в двуногих тараканов, почему перестали беречь свой мир, начисто утеряли связь с природой, превратились в термитник, который кипит войнами, злобой и жаждой уничтожения?

вон, у нас на Севере эти тараканы с ружьями убивают сотнями северных оленей, чтобы снять с ног шерсть и продать ее; в Африке другие тараканы делают то же с носорогами, тиграми: человеку стало совершенно наплевать на мир, природу, людей, носорогов и пр. – как это вышло?

деньги тут не главное, я уверен; как человек, причастный к той самой поэзии, я верю, что нами движут силы более мощные и тайные, чем жажда наживы: это, с одной стороны, сила творческая, созидательная, с другой – сила разрушения, деструкция

созидание заложено в нашем сознании; человек вообще – на фоне всей природы – странное существо, которое лезет в чуждые ему сферы, склонен исследовать, открывать; он ведомый, и великий Глас вел его сквозь темные века к свету

у ученых получается какая-то другая, очень странная, признаюсь, картина – словно этот самый прогресс вершился сам собой, просто потому что должен быть в мире обязательно прогресс, не сидеть же на месте… но это смешно, г-да, потому что я не понимаю, откуда он взялся?

что заставляло подвижников духа и ума идти вперед? – и почему другие существа (говорят, у некоторых такой же объем мозгов) сидели спокойно и никуда не рыпались? – вот то самое, образ и подобие, пока человек действительно сознавал свою миссию и свое величие – это был созидатель

человек способен созидать и открывать лишь как ведомый, лишь провидя эти высоты, исполняя великий Завет; этот великий Дух его ведет, эта глубокая поэзия живет в его сердце, освященная верой – иначе он становится деструктором

вот эта метаморфоза и составляет содержание настоящей странной эпохи, когда погасли все огни, и умные насекомые бросились истреблять мир

 

Шестов верно заметил, что люди «предпочли древо познания добра и зла древу жизни»; только это библейское название известного и проклятого древа не совсем точно, мне кажется, или не совсем современно звучит; вряд ли обычный неверующий обыватель понимает его значение

тут ведь разрыв с Богом, отделение от благодати, так что по происхождению духовное существо вернулось в природу, вооруженное неким знанием; Ориген сказал так: «внешнее око открылось – внутреннее закрылось» — отныне человек стал жить своим умом, постепенно удаляясь от божественного корня

собственно, с одной стороны, это путь познания, прекрасно, однако есть и другая сторона: это путь озверения, утери духовного света, окончательного падения в мертвую природу; ни один рационалист этого никогда не признает, им кажется, что путь познания бесконечен и скоро мы станем жить вечно

ничего себе, теория! – сегодня эти злобные рептилоиды уже начали крушить целые страны, травят людей разным говном, отравили всю планету, а что же будет, если они (разумеется, не мы с вами) станут жить вечно?!

тут стоит следующий вопрос: грехопадение ведь не есть мгновенный акт, в котором участвует пресловутый плод – съела яблочко, и все дела, – грехопадение продолжается, и мы видим и сегодня, к чему ведут беспечное человечество плоды разума

его уже невозможно остановить, и оказалось, что разум вовсе не включает в себя автоматически благо – у блага другие источники – и сегодня настоящий деструктор вышел на тропу войны и не собирается отступать, пока не уничтожит большую часть человечества; потому что оказалось, она мешает

этот ублюдок – лишь особый случай, который, полагаю, просто ускорил неизбежный финал вашего прогресса: нация, не обремененная культурой, не знавшая страшных катастроф, с одной извилиной, и та направлена исключительно на разрушение других наций – ну а о божественных корнях там и говорить нечего…

 

я пытался говорить об этом, однако пришлось замолкнуть; стали смеяться… люди не могут поверить, что такое возможно; они не придают значение поэзии и правде (а где одно – там и другое), считают, что мы все одинаковые

идея равенства пустила глубокие корни, как и прочие глупые идеи – я, кстати, всегда невинно интересовался, почему именно такие идеи, т.е. самые глупые и пошлые, именно и пускают глубокие корни и так нравятся обывателям? – видимо, именно потому что пошлость ищет где помельче

и человек, лишенный поэзии, философии, и главное – веры, это уже не совсем человек, он не может обрести ту силу духа, которая потребна, чтобы противостоять очередной чуме

в нем апатия и равнодушие сменили прежний порыв и силу воли, и вообще он уже ведет себя как животное – художникам недаром так нравилось писать туши, а режиссерам – снимать сцены на скотобойнях…

я называю поэзией в данном случае не писание стихов – это просто результат – а эту вещую возвышенность души, открытой для веяния Духа, красоты и истины бытия; и если этот порыв угасает, душа слепнет – и мы обречены

не верящим в Бога, в могучего Творца, останется тогда поверить собственным глазам, поверить в сатану; художники как всегда первые – уже наполнили сеть экзерсисами, приветствуя пришествие нового хозяина; как магнит, он притягивает пустые души

ибо пустых-то не бывает: вакуум убийственен, и люди спешат наполнить души чем угодно, тем более что это так просто, используя современные средства коммуникации – и я просто шкурой ощущаю, как идет это втягивание, как работает мощный пылесос – пока не задохнется к чертям от грязи и вони!

 

А. Мартинакис озарен темой разрушения человека, который не в силах удержать свою цельность, свою личность в этих вихрях новых времен; разрушение происходит разными способами, подчас очень красиво, да, впрочем, какая разница, растворитесь вы в золоте или в каком-нибудь дерьме

впрочем, я не исключаю появления какой-либо новой эстетики разрушения – а что еще может явиться в мире, где прекратилось настоящее творчество? – и теперь уже люди упиваются образами крушения, ими набит ящик, да и сознание, видимо, тоже

можно повторить известную фразу трагического нашего декабриста: «Ах, как красиво мы умрем!»

А. Мартинакис. Золотой мальчик

ответ на вопрос оказывается самый простой: поэзия совершенно, смертельно необходима людям, чтобы не утерять своей духовной природы, в том числе и настоящего человеческого сознания, озаренного божественным светом – только в этом случае человек уцелеет

потому что именно эта возвышенность души – самая коренная и первая способность воспринимать высшее знание, ощущать высшие силы, развивать то внутреннее зрение, о котором писал святой

иначе – пыль

9 октября 2017

Показать статьи на
схожую тему: