ГлавнаяИдеиАраньядаРечи профессора

Речи профессора

и в самом деле, неужто мы не вправе надеяться,
что нас минует чаша всезнания, не самая 
страшная, но самая тошная…
Л. Шестов

он писал, что

нужно выбирать между деревом познания добра и зла и деревом жизни; и мы назвали первое светом, а второе – тьмой и хвалимся еще своей проницательностью и глубиной!.. 1 

он смеется вместе с Оккамом и другими мыслителями над попытками представить Божье понимание человека по-человечески; при этом,

понимание враждует со знанием, и вражда эта непримирима (там же)

это какие-то основные векторы, противоположные направления сознания – оно же не может действовать во всех разом – и знание работает наружу, формулирует, уточняет, доказывает, тут не до попыток понять тайное — «пока мы «знаем» — мы спим…»

Шестов в своем иррационализме исходит из Бога, а я исхожу из человека; мне кажется, привлекать столь высокую инстанцию для доказательства столь очевидных вещей не следует; к тому же и аргумент выглядит сомнительным – для иной публики…

но когда человек оказывается в своем внутреннем мире, наедине с собой, он сразу же осознает значение тех интуиций и высших прозрений, той тайной связи, которая обыкновенно заглушается в публичной жизни, когда мы заняты всеми этими пустыми делами и заботами

например, я читаю лекцию, и в этот момент все мое сознание целиком работает на выход, складывает мозаику в некий законченный узор – и мне начинает казаться, что все на свете действительно так ясно и складно получается – но это иллюзия момента, творческое состояние

потому что я выхожу из аудитории, гляжу в это облачное небо и понимаю, что ничего не складывается; что на самом деле я просто привлек гармонию – построил ее, как карточный домик для демонстрации фокуса – и видимо, упустил нечто самое главное, но о нем не сообщают на лекциях…

именно поэтому иллюзия правит всем этим потоком, всей этой массой, пусть даже это поток жаждущих познания; потому что смысл не в познании, а в развитии; а в наше время их перестали развивать, словно сеть сама все сделает – она и делает, и уже есть результаты

рационализм – проявление, или стирание смыслов; он ведет прямо в абсурд, и это понятно, потому что тут работает логика, доведенная до предела, и разум являет свою оборотную сторону

это очень просто проиллюстрировать на простых примерах: менты, поставленные меня охранять, видя вокруг беспредел, начинают всех грабить, и этот оборот сознания происходит совершенно логично, хотя и вне уголовного кодекса…

а в абсурде светит смысл, бывает подчас выражена какая-то главная интуиция, которая никак не переводится на язык простой логики – как и сам человек – и так настоящая истина прячется от пошляков

потому что хотя мы и говорим о какой-то там истине или смысле в наших опусах, например, на самом деле истину нельзя, непросто, сомнительно и пр. – знать, в ней надо быть; именно в этом все основание и вся проблема творческого сознания

это его бытие, эти зовы, наития и идеи, смутные образы и вдруг взрывающиеся гармонии – абсолютно не соответствуют тому, что они привычно кличут действительностью… и я могу о себе сказать это самое главное: никогда у меня не было приоритета цели

я этого на самом деле не понимал в юности и позже; мне казалось, что вот, какой-то странный человек, увлеченный книгами, искусством, совершенно отрешенный от практических интересов какой-то там карьеры или дохода; меня это удивляло, потому что нас всех воспитали в сугубо практическом духе

но человек сложнее, в нем есть глубина, и если в тебе есть этот дар, эта настоящая творческая жила, ее не перебить совковым воспитанием; так что постепенно нарастало отчетливое отвращение, совершенное несоответствие

о, я рано понял эти великие слова: вы не от мира сего – для меня, это не просто девиз, не просто некий теоретический принцип бытия (до которого надо еще дойти) – нет-нет, это настоящее, совершенно практическое и ежеминутно ощущаемое, несомненное выпадение из мира

и я убежден, что сегодня как никогда мыслящий человек, творец живет в совершенно автаркии, не имея уже с обществом никакой связи – иначе он перестает быть творцом и становится участником этого дикого абсурда

нет, он пребывает в своем тайном мире, своем животворном абсурде, на высотах духа – таким образом, ты должен понять, что на настоящем уровне мировоззрения, модели жизни — тут вообще нет рационале, никакого, это будет просто выбор типа абсурда, все просто

 

все это легко показать на образцах современного искусства; там теперь разброд, а именно он и показывает искания – причем это искания вслепую; я подряд набрал образцов из сети и составил список из того, что не надо делать – 20 не – не путать пластику с побрякушками, не заниматься осколками, убрать все заливное и спирали, не делать композиции из человеческих тел и пр.

там сплошная пошлятина; ну да, трудно сегодня придумать нечто новое – особенно в пластике, которая представляет не просто знак, а полноценную форму
однако именно эта форма и привлекает легкомысленных людей, которым кажется, что можно легко изваять нечто оригинальное — и форма мстит

эти примеры показали мне очень ясно, что обычная форма, которая давно была найдена, весьма разумно построенная – приводит к глупому и бессмысленному абсурду: там композиция из кастрюль, а тут человек стал побрякушкой и т.д.

и наоборот, в рисунке Клее, в этом нежном абсурде переплетающихся линий вдруг загорается то самое, «самое человеческое», что подспудно живет в каждом мыслящем…

это и есть великий парадокс аутентичного творчества, которое переворачивает мир и показывает его настоящий смысл

 

и кстати, отсюда, легко понять все эти комплексы, которые трясут мир

люди сходят с ума по-разному: одни тихо – покупают никому не нужные машины, вещи, другие делают миллионы и спускают их с некоторым шиком – третьи вообще едут убивать себе подобных – но все это от базового комплекса неполноценности современного человека

потому что он не может не ощущать – хоть и все по-разному, с разной степенью интенсивности и погружения, – эту мертвую глубину сознания, это молчание духа, и вот, самые разумные начинают сходить с ума: они пытаются как-то компенсировать эту неполноценность, однако ее ничем невозможно компенсировать

и когда прочтешь какого-нибудь китайца, из древних, ты почувствуешь эту гармонию начал, эту живую душу, этот потрясающий покой творческого сознания, которому не надо никаких отличий и никаких вещей: потому что там, в вещей глубине, осмыслено бытие…

и он не станет создавать композиции из человеков, ибо для него, великого мудреца, человек воистину стал образом и подобием – и научился «ходить не касаясь земли»


1. Л. Шестов. Соч., т.1, с.125

30 сентября 2017

Показать статьи на
схожую тему: