ГлавнаяДраматиконТеатрЖан Расин. «Британник»

Жан Расин. «Британник»

ПРОБЛЕМА ВЛАСТИ

— Я не буду ставить “Британника”, хотя люблю эту вещь… Это о том, как из нежного и милого молодого человека, который любит девушку и читает книги, получается самый страшный тиран — Нерон.

Это было время, когда придворные поэты полагали, что могут воздействовать на власть.

— А они не могут?

— Я вообще не понимаю этого… Во-первых, зачем? Поэт стремится внушить что-то королю — человеку отравленному, деспоту, развратному… кому это надо? Иллюзия. Во-вторых, власть вообще штука метафизическая… тут не все ясно. Человек власти выпадает из обычных координат. Он извращен… Власть безнравственна по сути своей, она не может быть иной уже потому, что должна совмещать несовместимое. Тут страшное искажение — поэт что, хочет привить ей гармонию, дать цельность сознания? Не нужно и безнадежно. Этих людей можно только пожалеть…

Бурр тут подчеркивает невозможность этики. Цезарь вне этики. Он не узнает своего ученика Нерона… Власть лишает человеческих качеств, ослепляет, превращает в статую, извергающую громы. И у человека нет выбора, он существует в рамках жестких альтернатив.

Он должен убирать врагов, обречен разить. Мог ли он отказаться от своей любви и пощадить Британника? Ни в коем случае. Он обречен убить принца.

 

Но тут есть один интересный аспект… Вся трагедия Расина — хотя в ней нет о Христе ни слова, — есть нарастание христианской идеи, она грядет в мир, и оттого так мечется Нерон. Он будто в отчаянии от отсутствия морали, беззвездности — это напоминает героев Достоевского с их “все позволено”!

В этом Риме действительно все позволено, в нем просто нет мины, способной остановить этого зверя. Мысль, которая дорого стоит. Но она тут одна…

— Роли?

— Роли, как всегда у Расина, поразительные… Эта Юлия, чистая жертва, и особенно Нерон. Он просто великолепен. В нем в какой-то миг происходит слом… и вот, родился страшный тиран. Он вдруг понял, что нет над ним власти, нет никакой сдерживающей силы — свобода! Если играть эту роль, ее надо играть от обретения свободы… Скован, зол, влюбился некстати… неудача… и постепенно нарастает, нарастает эта уверенность… И ужас пробирает.

15 июня 2018

Показать статьи на
схожую тему:

Оглавление
  1. А.С. Пушкин. "Каменный гость"
  2. А.С. Пушкин. "Моцарт и Сальери"
  3. Альфред де Мюссе. "Андреа дель Сарто"
  4. Герхарт Гауптман. "Бедный Генрих"
  5. Морис Метерлинк. "Аглавена и Селизетта"
  6. Софокл. "Эдип-царь"
  7. Уильям Шекспир. "Гамлет"
  8. Эдмон Ростан. "Сирано"
  9. Эдуардо ди Филиппо. "Призраки"
  10. Еврипид. "Медея".
  11. Теннесси Уильямс. "Орфей спускается в ад"
  12. Дэвид Стори. "Дома"
  13. Ф. Шиллер. "Разбойники"
  14. Ф. Шиллер. "Валленштейн"
  15. Генрик Ибсен. "Дикая утка"
  16. Еврипид. «Ипполит»
  17. Уильям Шекспир. "Король Лир"
  18. Генрих Ибсен. «Улаф Лильекранс»
  19. Платон. Гиппий
  20. Жан Расин. "Британник"
  21. Мольер. "Тартюф"
  22. Иоганн Вольфганг Гёте. "Фауст"
  23. Пять Дон Жуанов
  24. Софокл. "Электра"
  25. Фридрих Шиллер. “Орлеанская дева”
  26. Эжен Ионеско. "Носорог"
  27. Эжен Ионеско. "Бред вдвоем"
  28. Еврипид. "Ифигения в Авлиде"
  29. Фридрих Шиллер. "Разбойники"
  30. Софокл. "Антигона"
  31. Байрон. "Манфред"
  32. Корнель. "Полиевкт"
  33. Шекспир. "Ромео и Джульетта"
  34. С. Кьеркегор о трагедии
  35. А. де Мюссе. “Лорензаччо”
  36. Александр Островский. Последняя жертва