ГлавнаяДраматиконТеатрМольер. «Тартюф»

Мольер. «Тартюф»

1

Люди давно уже убедились, что они живут не по тем моральным нормам, которые придумали, в Бога не верят и вокруг тартюфы. Поэтому все стрелы Мольера сегодня летят мимо? В самом деле, он говорит одно, а делает другое. Так теперь все живут и действуют. Он совращает жену благодетеля? Еще одна благодарность! Молодец — не будь олухом… Он лжет про веру? А где праведники?..

Однако есть черта, ступая за которую, люди оказываются в вакууме, и душа начинает кричать. Черта, которую нельзя перейти, потому что за ней жизнь обращается в пародию. Вот такая пародия — комедия “Тартюф”. Мы смотрим на сцену, и нам не смешно: с тайной жутью и кричащей душой мы узнаем черты вырождения…

 

Они стоят с Оргоном на коленях в церкви и хохочут, толкая друг друга локтями. Они раздавили блоху и возносят молитвы за ее душу. Кидают гроши “сирым и убогим”, сами обжираясь весь день… Это реальная мораль миллионов!

Оргон — расслабленный мещанин, чьи грошовые чувства и стертые, как пятаки, пошлые мысли исчерпывают это убожество. Это наши представления о хорошем человеке как торжествующей посредственности.

Монологи Клеанта произносятся только для самого Клеанта — он у нас просто ходит и говорит о чести и уме

И потому вам страх внушает каждый зрячий,
Который думает и чувствует иначе —

и уходит на задний план, там тараторит, потому что его слов никто не понимает и не слушает. Добро давно стало “орудьем зла”. Это скучно. Лирическая сцена 2 акта легка и ажурна, это интродукция, а не действие. 3 акт. Начинается действие. Входит серьезный человек — Тартюф.

 

У вас проблемы? Вы не можете совместить свою волю и общественную мораль? Поссорились с отцом? Проворовались и вас совесть мучит? Приходите. Не идите слушать клеантов, честных демократов, не ходите на их собрания, это все болтовня.

Или вы не знаете, что бог умер? Или не слышали, что вся страна ворует? Или не ведаете, что на работу берут только по протекции? Или не знаете, как судят наши суды?! Так какого черта вы идете к Клеанту, чтобы лишний раз прослушать лекцию о том, как добро стало орудием зла! Надо жить спокойно и реалистически оценивать мир и людей. Это называется здраво мыслить.

 

Дорина быстро “прячет грудь” — никто с ним не пререкается, и свои язвительные реплики она зудит, опустив глаза. Когда Эльмира заводит с ним первый разговор, он просто небрежно и иронично терпит эту немощь, эти жалкие попытки сбить его с дороги, а потом читает ей лекцию.

Нет! он вовсе не стремится ее соблазнить, просто, что еще с ней делать? Он громоздит горы цинизма, это свободное художество

И как вы ни чисты, как вы ни хороши,
В вас мнил препятствие к спасению души —

Господи, никто в это не верит, просто, это словоблудие, в котором он всех утопил; не выбраться, невозможно ничего возразить — это действо о гибели Слова, которое обратилось в мелкую грязную монету, потом жалкой пошлости.

Коль осчастливите вы своего слугу,
Он всех случайностей я вас оберегу…

Он читает ей, дурище, лекцию о том, как должна жить замужняя женщина. Она мечтает, чтобы дочь вышла за любимого человека? Чтобы жить в любви и согласии и умереть в один день? она что, угорела?! С луны свалилась?! Кто и где живет в любви? Кому это надо?!

Господи, этому дебилу следует карьеру сделать и выгодно жениться, а не вздыхать от любви, бледнеть и гаснуть! Ничего не понимают в жизни!

 

Эльмира взбешена. Она спрашивает, не боится ли он Оргона? Замечателен его ответ. Хочется пояснить это подробнее…

Дело в том, моя милая, что общественная мораль — это мешок, куда можно засунуть любое деяние — она все оправдает в одну минуту. Собственно, ни одно дело, ни одно событие ты не сможешь судить с моральной точки зрения, мораль сдохла. Остался интерес. И кто признает это — реалист, кто нет — страус. Ты можешь жить, как страус, лелея высокие чувства и пр.чепуху, только не надо заставлять весь мир прятать голову под крыло.

Они не согласны. Врывается Дамис, Тартюф разоблачен перед Оргоном, но он оказался прав. Обыватель бережет свои малые нравственные ценности, свои истертые пятаки, он ни за что не отдаст Тартюфа. Правда — Тартюф, вот и все. Потому что рядом с Тартюфом этот недоумок твердо стоит на земле, вот в чем секрет…

Понимаешь, мой совет прост. Никогда не объясняй поступков людей исключительно их глупостью или подлостью.

Развязка этой сцены — фарс. Два хохочущих циника стоят друг перед другом на коленях, профанируя святость. Он мешает Оргону наказать этого влюбленного дурака, потому что дурак все равно не страшен: у него одна извилина в голове!

И дальше апофеоз. Ликующий Оргон поручает ему быть со своей женой. Жизнь стала сном.

 

2

КЛЕАНТ. Так вы взялись помочь в отмщенье небесам?
Небесный промысел свершит свой суд и сам.

Жди! Тартюф и без промысла сделает так, как ему надо. Дуэты с Клеантом — острая сатира, которую мы играем до фарса. Тартюф издевается, это как балет: с ужимками, жестами, честной мордой он поддерживает этот бессмысленный диалог. Как только зрители уселись, он прогоняет этого “демократа” прочь.

До этого он прогнал пинками под зад священника. Церковь дозволяет нам грешить взамен послушания перед ней, церковью, так мы будем это делать и без ее санкции. Прочь, длиннополый! Так возникает “высший разум” Тартюфа — мутная слизь, которой он прикрывает любые свои действия. Ах, каким бы он был министром или депутатом!

 

МАСКИ

Возможно, от скуки он у нас вдруг прикидывается наивным. Говорит святоглупости, чтобы посмотреть, до какой черты наивности они дойдут, и потом ползает на коленках с Оргоном, веселясь, совершенно как дитя!

А может быть, он Нарцисс… Он сидит перед зеркалом, потом носит зеркало с собой и смотрится в него. говорит, любуясь речью, смысл совершенно ничего не значит…

И конечно же он прагматик. Он намечает путь к цели и идет кратчайшим путем, при этом он привык добиваться цели вне зависимости от того, надо или нет, — психология гончего пса,- потому и лезет к ней, и хватает, и получает веером по носу, нет — и не надо.

Он ханжа, это известно: каждый монолог строится по заведенной схеме и произносится с ханжескими ужимками и подмигиванием. Но его ханжество сегодня, конечно, насмешливо…

Он циник, совершенный хамелеон (и все это в нем сразу!), слова текут, руки делают свое дело: слова не имеют значения, все эти святыни — мыльные пузыри, он не верит ни в бога ни в черта, только в самого себя

Он пошляк,ни одной святыни не понимает, у него нет чувств, и в походке какая-то легкая развинченность, неукорененность, похож на духа…

Он сатир? — возможно, именно это главное сегодня: издевается надо всем, не уважает никого и ничего, сатана во плоти, получающий утонченное наслаждение от сцены изгнания праведного сына безмозглым отцом; в этом скопище мелких пороков он как рыба в воде…

И он философ? — а почему бы нет! это философия вседозволенности и цинизма, которой он опутывает их всех, язык его мелет как помело, ни в одном слове нет реального смысла — так говорят

сегодня наши государственные мужи, — так и он вообразил себя мыслителем и все заляпывает этой слизью…

Ондемагог. Он держится за свои пустейшие речи, как за единственную опору, он должен все время говорить, убеждать себя и других — это словесный понос, это совершенно другой Тартюф! — и настроения и идеи вихрем летят не задерживаясь в этом пустом уме, в котором вечный сквозняк…

Он вдруг похож на нашего Молчалина, робкий плут,не уверенный в себе… однако в следующий миг он хищник,волк,хватает ее руку, хватает имущество, хватает все. что плывет в руки и плотоядно смеется…

Он может быть болтун, эгоист, мелкий и привычный лжец, исстрадавшийся с голодухи, — неисчерпаем этот тип проходимца, подхватывающего на лету нравственные максимы…

 

Но с этими дураками совершенно немыслимо сварить кашу. Муж оказался под столом, и обман вышел наружу. Разумеется, мы играем это как шутку: на, зритель, ты хочешь, чтобы порок был наказан — бери, хватай его. Все имущество все равно в руках Тартюфа, которому теперь надоели эти кретины, и он выгоняет их.

Верховный судия сидит за столом и устало выслушивает моральные монологи. Он кивает им всем и прогоняет всех. Впечатление, что их мораль оказалась недостаточной, чтобы отвоевать им место под солнцем: у них нет ни слова, которое было бы убедительно или интересно для него (и для нас!)

А финал? очень простой. Тартюф ставит в своем доме комедию. Бывшие хозяева — его слуги.

Является офицер. Он приносит приказ короля, и разыгрывается арест обманщика. Мы все смеемся, наблюдая это торжество добродетели и понимая, что именно так и происходит в реальной жизни, — такая вот циничная комедия, и если вам расскажут про иное, не верьте в это, люди!

24 июня 2018

Показать статьи на
схожую тему:

Оглавление
  1. А.С. Пушкин. "Каменный гость"
  2. А.С. Пушкин. "Моцарт и Сальери"
  3. Альфред де Мюссе. "Андреа дель Сарто"
  4. Герхарт Гауптман. "Бедный Генрих"
  5. Морис Метерлинк. "Аглавена и Селизетта"
  6. Софокл. "Эдип-царь"
  7. Уильям Шекспир. "Гамлет"
  8. Эдмон Ростан. "Сирано"
  9. Эдуардо ди Филиппо. "Призраки"
  10. Еврипид. "Медея".
  11. Теннесси Уильямс. "Орфей спускается в ад"
  12. Дэвид Стори. "Дома"
  13. Ф. Шиллер. "Разбойники"
  14. Ф. Шиллер. "Валленштейн"
  15. Генрик Ибсен. "Дикая утка"
  16. Еврипид. «Ипполит»
  17. Уильям Шекспир. "Король Лир"
  18. Генрих Ибсен. «Улаф Лильекранс»
  19. Платон. Гиппий
  20. Жан Расин. "Британник"
  21. Мольер. "Тартюф"
  22. Иоганн Вольфганг Гёте. "Фауст"
  23. Пять Дон Жуанов
  24. Софокл. "Электра"
  25. Фридрих Шиллер. “Орлеанская дева”
  26. Эжен Ионеско. "Носорог"
  27. Эжен Ионеско. "Бред вдвоем"
  28. Еврипид. "Ифигения в Авлиде"
  29. Фридрих Шиллер. "Разбойники"
  30. Софокл. "Антигона"
  31. Байрон. "Манфред"
  32. Корнель. "Полиевкт"
  33. Шекспир. "Ромео и Джульетта"
  34. С. Кьеркегор о трагедии
  35. А. де Мюссе. “Лорензаччо”
  36. Александр Островский. Последняя жертва