ГлавнаяДраматиконТеатрЭдуардо ди Филиппо. «Призраки»

Эдуардо ди Филиппо. «Призраки»

У него всегда интересные легкие и прозрачные декорации, словно ветер гуляет по сцене, и в герое есть какой-то резерв, какая-то задумчивость, неоднозначность.

Простая история о том, как человек переезжает в дом, в котором поселились призраки, — понятно, что призраки — сами обитатели, и любовник жены, и вор-привратник; но ловкий Паскуале не желает видеть этого, он лишен чести и прочих человеческих отягчающих качеств и закрывает глаза на все…

Это страус, который хочет просто жить в довольстве, — это наивный мещанин, вызывающий у нас отвращение… Но опять же, комическая фигура нашей жизни. В том-то и дело, что каждая национальная драматургия открывает нечто особенное, французскую легкость отношений или эту вот призрачность…

Богатейшая сценическая идея позволяет создать искрометную и немного грустную комедию о неукорененности современного человека, который в этом мегаполисе чувствует себя воистину каким-то духом, пролетающим мимо: он никому не может верить, его судьба висит на волоске и ему ни до кого нет дела…

Все действие пронизано этой тоской по основательности и добротности прежней жизни. История происходит в старинном дворце, где сами стены как бы свидетельствуют о былом… С грустью театр смотрит в зеркало сегодняшней реальности.

*

Анжело мрачен. Смотри, у него весь лоб, как груша. Все его маленькое личико совершенно изуродовано скепсисом. А нос стал еще длиннее и глядит прямо в пол.

 

— В чем дело, дружище? Вы недовольны режиссурой?

— Да. Недоволен репертуаром. И виноваты в этом вы, сэр, с вашей безумной идеей объять необъятное.

— По-моему, Драматикон катится как по маслу.

— Я придерживаюсь иного мнения… — он нервно ходит по проходу и наконец разражается филиппикой, — иного мнения, да! Что это за театр! Подумайте, что мы ставили в том месяце — а теперь!… Хозяин просто прогонит нас к псам и будет трижды прав. Сплошное нытье и охи, и разочарование, и… муть! Где герои? Где трагедия? Театр — это трагедия, мои милые, а не сюсюканье и дешевая философия, этим можно и дома заниматься.

— Тут герой выходит на грань возможного и невозможного, он вершит судьбы мира, а не стонет, что судьба не удалась!

— Понимаю. Но мне кажется, ты упрощаешь нашу задачу. Стонет, ты говоришь, а нужна трагедия… но трагедии не всегда возможны. Может, вся трагедия наших поколений в неспособности дерзать, неспособности к трагедии? Не пожимай плечами, синьор Скептик, это трагедия почище Эдиповой! Да, она не так красива, однако ты ведь не дешевый эстет, чтобы искать только грозу и молнию… Поверь мне, пустота может быть страшнее самой страшной беды.

— Можно убедить себя в чем угодно. Однако театр не должен идти на поводу у времени и вкусов, и даже состояния наших умов. Во времена Шиллера вовсе не было моды убивать возлюбленных, но Моор делает это, и это потрясает и зовет…

— …убивать их как можно чаще?

— Не смейтесь!

— Я понимаю тебя, друг мой. Наверное, ты в чем-то прав… ты знаешь, что мне кажется? Я думаю, есть мистика театра, он привязан к нам, нашей жизни, нашему сознанию и нельзя оторвать его. Настоящий драматург не тот, кто только безумно дерзает, не тот, кто является в стоячее болото и предлагает штурмовать небо во что бы то ни стало и всем сразу. Он чувствует тот один невозможный шаг, который можно сделать или не сделать; и этот шаг может спасти твою душу…

— Я не понимаю вас.

— Не расстраивайся… Этого я и сам не понимаю. Давай смотреть прогон.

10 ноября 2017

Показать статьи на
схожую тему:

Оглавление
  1. А.С. Пушкин. "Каменный гость"
  2. А.С. Пушкин. "Моцарт и Сальери"
  3. Альфред де Мюссе. "Андреа дель Сарто"
  4. Герхарт Гауптман. "Бедный Генрих"
  5. Морис Метерлинк. "Аглавена и Селизетта"
  6. Софокл. "Эдип-царь"
  7. Уильям Шекспир. "Гамлет"
  8. Эдмон Ростан. "Сирано"
  9. Эдуардо ди Филиппо. "Призраки"
  10. Еврипид. "Медея".
  11. Теннесси Уильямс. "Орфей спускается в ад"
  12. Дэвид Стори. "Дома"
  13. Ф. Шиллер. "Разбойники"
  14. Ф. Шиллер. "Валленштейн"
  15. Генрик Ибсен. "Дикая утка"
  16. Еврипид. «Ипполит»
  17. Уильям Шекспир. "Король Лир"
  18. Генрих Ибсен. «Улаф Лильекранс»
  19. Платон. Гиппий
  20. Жан Расин. "Британник"
  21. Мольер. "Тартюф"
  22. Иоганн Вольфганг Гёте. "Фауст"
  23. Пять Дон Жуанов
  24. Софокл. "Электра"
  25. Фридрих Шиллер. “Орлеанская дева”
  26. Эжен Ионеско. "Носорог"
  27. Эжен Ионеско. "Бред вдвоем"
  28. Еврипид. "Ифигения в Авлиде"
  29. Фридрих Шиллер. "Разбойники"
  30. Софокл. "Антигона"
  31. Байрон. "Манфред"
  32. Корнель. "Полиевкт"
  33. Шекспир. "Ромео и Джульетта"
  34. С. Кьеркегор о трагедии
  35. А. де Мюссе. “Лорензаччо”
  36. Александр Островский. Последняя жертва