ГлавнаяДраматиконТеатрА.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»

А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»

…и видит статую слева, но она оказывается живой. Замерший Герой слушает монолог Сальери.

САЛЬЕРИ. Этот герой очень важен в той единой художественной системе, которую представляют все трагедии… Тут драма посредственности, а через нее — проекция на каждого из нас. Таким образом, Сальери становится прозрачным персонажем, проектором. Вот, он тужится, напрягается, страшным голосом выговаривает слова циничной исповеди, а на самом деле не существует…

Мы все ведь ценим обычные добродетели, и с точки зрения любого обывателя, он художник и имеет право на уважение, а Моцарт, напротив, не имеет этого права. Художество, творчество низводится к обычной мирской добродетели. Уметь пилить, рисовать, играть на клавесине… вечные свойства ремесленника в искусствах; тут мир встает против гения, который миру не нужен, и, кроме того, нарушает мировой порядок, потому что повинуется Божественному Гласу, а не этому порядку. Кто слышал Глас? а порядок — вот он, им и дышим…

Слова Сальери становятся уверенными и спокойными. Пар вышел — теперь логика. Гений — извращение, отклонение, в нем нет даже уважения к собственному творчеству, солидности жреца и пр., без чего слепые люди не могут его принять. Для Сальери, творчество — религия, для Моцарта — просто образ жизни и он очень удивился бы, если бы узнал, что кто-то убил гения, потому что гений не тем творчеством занимается или не так его воспринимает!

Но что дурного в том, что творчество — религия? Вот, он двигается в молитвенном благоговении, он презирает этого мальчишку, он жрец. Что дурного? Это та же тема… вот каменная музыка мертво звучит, отражаясь от каменных стен… Каменные процессии жрецов идут в глубине. Самое простое средство убить искусство — обратить его в камень. Вот в эту статую слева, которая снова занимает свое место, чтобы на очередном круге убивать Творца.

 

Эта посредственность не нуждается в оправдании. Она оправдана тысячу раз самой этой пошлостью, которая нас топит — всей системой жизни… Поэт выходит слева и пристально всматривается в этот трескучий и блеклый образ, который, он это чувствует, таит в себе какой-то странный хаос /«шум и звон»/, гибельный для гения.

Вот звучит музыка хаоса, сквозь которую прорываются отдельные мелодии. И обрываются…

Тут размышление над самой этой действительностью, в которой он, Поэт, не понимает чего-то сущностного и важнейшего. Ведь ей не нужен гений, не нужен свет, значит, что же — она в себе самой несет какой-то свет и спасение, неизвестное гению? Ведь гений объявлен случайностью, проживут и без него?

 

Теперь слева является Инквизитор, а справа Христос.

— Ты им не нужен! — громовым голосом возвещает еще один жрец. И Христос уходит…

Чем же они живут, что так спокойно воспринимают беззвездность и мрак мира? Ничем, — ответ Пушкина. Они бессильны и жалки, и потому так жалко плачет его Сальери в конце, когда мрак нисходит на землю, на которой он теперь воистину стал самим собой — «чадом праха».

Тут мысль и о том, насколько опасно — да-да, опасно искусство, в нем искус и страшные зовы, оно пробуждает стихийные силы, толкает человека на преступление. В нем мало зрячих — вот, слепой скрипач играет в трактире, и Моцарт приводит его к другу. Зачем? Скрипач идет за ним, ковыляя и хромая, ни на минуту не прекращая какофонии. Сальери обрывает окриком этот шум и визг.

 

СКРИПАЧ. Это странный эпизод в трагедии. Действительно, привел скрипача, который безбожно перевирает его музыку. Что смешного? Зачем этот гений якшается с подобными людьми, что в них находит? Сразу улыбку вызывает обывательский экстремизм Сальери: мол, ты гений, сиди и сочиняй музыку — больше музыки, еще больше!

Спеши наполнить звуками мне душу,

— как он выразился ниже, в сцене отравления…А Моцарт по-детски хохочет, его весьма развлекает этот скрипач.

Почему? Вот, он потешается, катается на диване…

Потому что он пророчески видит в нем — мир, ибо никто не в силах понять Моцарта, его мироощущение, его муку. Хотя его друг Сальери и говорит, как глубока и прекрасна его музыка, она даже божественна! — тем не менее, он не такой… Он какой-то другой, как все они, и он чувствует страшное одиночество. Ему смешно не только то, как играет скрипач — ему вообще смешно, как крутится этот мир, — вот, подошел и крутанул глобус, — как важно Сальери сочиняет музыку, как скрипач играет в трактире — и они слушают! Зачем же тогда он сам, Моцарт, если им достаточно скрипача! Но он не может представить себе мира без своей музыки — о, наивность гения! — и со смехом глядит на мир, который и есть слепой скрипач, в котором все давно переврали, и это уморительное зрелище. Он беспечен и весел — и мудр в этой веселости, потому что никто не переделает мира.

Скрипач играет, в мимо спешат клерки и ученые, едут машины и говорят по телефону, мир крутится под рваную, пьяную музычку, а посередине стоит божественный Моцарт и говорит нам:

— Вот ваш гений!

 

ГЕНИЙ. Да, гений не нужен миру, случаен и необъясним. В самом деле, если мир вертится по принципам гениального творчества, то непонятно, где этот мир: нас окружает совсем иная действительность; значит, гений живет по каким-то иным законам, чем мир. И мир в лице Сальери извергает гения, спасая свою цельность и уверенность в себе. Но гений — единственная надежда человечества, он есть та последняя тонкая нить, которая связывает нас с Богом?..

Люди подходят к инструментам, садятся и желают извлечь мелодию, но ничего не получается — один визг и шум, они как этот скрипач, и уже он смеется над ними тонким противным фальцетиком…

Последняя нить к Богу…

Но люди всегда почти отказываются от этого последнего шанса. Они ценят стабильность и покой, они с ужасом смотрят на призывы к развитию, прорыву, воплощению, гений только «возбуждает бескрылые желанья»: люди смирились со своим ничтожеством, — вот страшный вывод Пушкина. Они «чада праха», им ничего не нужно, и для гения ничего хуже быть не может: он здесь попадает в совершенно чуждую среду, где он всем враг.

— Что пользы в нем…?

— В херувимах нет пользы. Тут государственный подход, который сегодня возобладал вполне: нет веры в личность, в гения как двигатель прогресса: один Моцарт ничего не может изменить в мире. Вон он бегает среди спешащих людей, никому до него нет дела…

На самом деле ведь Искусство — это только и исключительно труд гения, а люди пытаются обратить его поскорее в культуру и ценят «на вес» бесценные творения. Искусство не от мира сего, оно объявлено врагом мира, потому что изобличает его пустоту и намекает на существование миров иных, настоящих. Оно выявляет также пошлость и бездарность мира и мирских отношений и созданий.

Дело еще в том, что гений не живет во плоти и крови, он существует в разных состояниях — неуловимый и трагичный… И вот, пришел черный человек. Он медленно пересекает сцену, и остановились люди, замерла музыка. Шаги его напоминают другие шаги… Каменная поступь оглушает Моцарта. Они говорят о чем-то, и черный уходит.

Потрясенный, он садится за инструмент…, и он тоскует, оплакивает себя — еще не убитого, но уже предчувствует все… И Сальери убивает — чтобы восстановить цельность, свою и мира вокруг себя, — да, делает с Моцартом то же, что Командор с Гуаном — разницы нет по сути никакой…

Моцарт играет.

А у гения — другая логика. Искусство, для него, Игра — светлая и вечная игра, а не государственное дело, ведь только в игре можно скользить, сквозить, танцевать на грани миров и сфер; он не придает значения своему божеству — вот, Сальери хвалит мелодию, а он:

— Но божество мое проголодалось…

И за стол! Опрокинул бокал и смеется — он счастлив! — тут не кокетство, а он, просто, не понимает, отчего они ведут такую тусклую и тупую жизнь, ведь именно поэтому они возвели красоту в кумир и тем омертвили ее — и он пытается оживить красоту: антитеза со скрипачом — одна из его шуток со значением… Оживление бытия и человека — самая страшная угроза мертворожденным. Процессия автоматов пересекает сцену…

И они никогда не поймут его логики, почему он с таким чувством пишет свое Реквием — и этот Реквием его навсегда останется загадкой для них, которые не умеют по-настоящему ни тосковать, ни радоваться. Может, Сальери плачет и о том, что ему никогда не понять этой музыки так, как играет ее, теперь вот, умирающий Моцарт?

 

ПЛАЧ. Умирающий Моцарт играет Реквием, а Сальери плачет. О чем он плачет?

Он раскаивается? Нет. Тут все сложнее…

Странный момент он выбрал… Сальери ведь бросает яд в ту минуту, когда никак не должен это сделать: Моцарт произносит максиму, что гений и злодейство несовместны — и он бросает яд! Как так?! Но он как бы оказывается на краю обрыва: отказаться надо от замысла — или решительно исполнить его, и он летит вниз, не в силах сбросить с себя цепи мира сего, его идеологию, — тело летит вниз со страшным криком, — и теперь он оплакивает свою обреченность стать орудием убийства гения. Он не смог воспротивиться. Не нашел в себе духовной силы, не нашел ничего, кроме зависти пошлой посредственности к гению. Он замирает в той же позе, глядя в никуда — каменная дубина посреди толпы.

А герой снова оживает. По светлую и грустную музыку Реквиема он восходит ввысь и снова видит Командора. Задумчиво он глядит на статую… их противостояние вечно, и теперь свет гаснет.

16 октября 2017

Показать статьи на
схожую тему:

Оглавление
  1. А.С. Пушкин. "Каменный гость"
  2. А.С. Пушкин. "Моцарт и Сальери"
  3. Альфред де Мюссе. "Андреа дель Сарто"
  4. Герхарт Гауптман. "Бедный Генрих"
  5. Морис Метерлинк. "Аглавена и Селизетта"
  6. Софокл. "Эдип-царь"
  7. Уильям Шекспир. "Гамлет"
  8. Эдмон Ростан. "Сирано"
  9. Эдуардо ди Филиппо. "Призраки"
  10. Еврипид. "Медея".
  11. Теннесси Уильямс. "Орфей спускается в ад"
  12. Дэвид Стори. "Дома"
  13. Ф. Шиллер. "Разбойники"
  14. Ф. Шиллер. "Валленштейн"
  15. Генрик Ибсен. "Дикая утка"
  16. Еврипид. «Ипполит»
  17. Уильям Шекспир. "Король Лир"
  18. Генрих Ибсен. «Улаф Лильекранс»
  19. Платон. Гиппий
  20. Жан Расин. "Британник"
  21. Мольер. "Тартюф"
  22. Иоганн Вольфганг Гёте. "Фауст"
  23. Пять Дон Жуанов
  24. Софокл. "Электра"
  25. Фридрих Шиллер. “Орлеанская дева”
  26. Эжен Ионеско. "Носорог"
  27. Эжен Ионеско. "Бред вдвоем"
  28. Еврипид. "Ифигения в Авлиде"
  29. Фридрих Шиллер. "Разбойники"
  30. Софокл. "Антигона"
  31. Байрон. "Манфред"
  32. Корнель. "Полиевкт"
  33. Шекспир. "Ромео и Джульетта"
  34. С. Кьеркегор о трагедии
  35. А. де Мюссе. “Лорензаччо”
  36. Александр Островский. Последняя жертва