ГлавнаяДраматиконТеатрАльфред де Мюссе. «Андреа дель Сарто»

Альфред де Мюссе. «Андреа дель Сарто»

Режиссер сказал:

— Человек жив, пока любит. Если в нем больше нет силы любви, нет сил любить, он уже умер… и если он гениальный художник, то он не сможет существовать просто так, ходить по земле с холодным каменным сердцем или писать картины по старым эскизам… он обречен и сам несет эту обреченность.

 

А тут все пронизано солнцем, светом. Флоренция кватроченто!

Дух любви — главная сила, единственная росинка, которую природа уронила в нашу чашу, и когда мы теряем ее — когда она исчезает — жизнь обрывается, все теряет смысл, силы жизни нет более в Андреа дель Сарто. И пусть Кордиани любит Лукрецию, жену друга, и он предает друга, но любовь выше упрека и выше самой чести и святой дружбы — она оправдывает все и дарует право на жизнь. Потому что в Андреа любовь перебродила и стала слишком сильной брагой… А художники колобродят — и все требуют нового в искусстве — молодость ломает законы и порядки и рвется вперед и побеждает.

— Это происходит постепенно, сам не замечаешь, как. И вот, он стал “безумец, поглощенный заботами”. А на самом деле измены нет и не бывает — есть судьба, истощение сил и юность, которая ударом острия пронзает его душу… Андреа трагичен. Потому что все можно исправить, кроме судьбы и кроме времени. И он мудро понимает смысл происходящего — и оттого двойная боль и сострадание к нему родятся в моей душе, но мудрец не в силах себе помочь…

Он пытается сохранить — вернуть любовь, используя и уговоры и шпагу — все зря, она не подчиняется ничему — и его искусство гибнет без любви… Тяжелая музыка сопровождает его проход. Сыпучий песок… зыбкий песок поглотил дар.

— Вы должны понять эту роль. Она поразительная…, это живая, пульсирующая нервная энергия отчаяния. Он знает, что измена в нем — как болезнь, как отрава, и он пытается бить вслепую и ранит друга на дуэли, которой хочет, — музыка гремит, это хаос в душе художника, хаос, буря. которая может разнести в щепы целый мир!

И дальше… рана Кордиани — раскаяние, он понимает, что месть — глупость, смиряется и видит свою духовную нищету и в этот миг, проклиная месть, он прекрасен. Вот христианин, подвижник, который отрекается от всего земного — в том числе и от таланта и от искусства, которому поклонялся всю жизнь, — возможно, во имя чего-то высшего, чего и выразить пока не в силах…

Слаженный механизм действия логичен и убедителен — Лукреция находит раненого возлюбленного у дома матери и вносят его в дом — это видит обезумевший Андреа — длится его агония и мучения ревности… У него “ум мутится” — на фоне этой слабости ясная твердость Лукреции: она спасает любовь и тверда, потому что вне любви нет смысла — нет ничего.

И он говорит о картинах:

— А мои ничего не стоят…

Странные слова! Но все утеряло цену, и живопись, и мечты — и он познает милосердие.

 

— Как я ничтожен!

— а ее сердце бездна — вот два экстрема, и он тонет в бездне, и я слушаю сбивчивый, но потрясающий монолог о отце-рабочем, он отрекается от всех титулов и званий, он никто, уничижение возводит его на вершину… однако он туда не попадет, он совершит грех. Почему?

Да, он находит последнее утешение и достояние: он дарует им право на любовь, он передал ученику искусство, дружбу и теперь отдает любовь — и гибнет: тут есть сакральный акт передачи таинства жизни: художник не умирает совсем, он остается не столько в картинах, но в своей жизни, судьбе, которая потом светит в веках.

Почему он гибнет в грехе?

Жизнь поглощает наши силы и веру, топит нас в мелочах, и вот, любовь иссякла, и безумец Андреа пытается схватить ее — мечется по ночной Флоренции, но это бесполезно… И ведь на самом деле это его Муза умерла, бросила его, потому что силы иссякли, пошлость задушила, и вот, он бьется в тисках плоской ревности — ничего больше нет, и он отдает ее другу — по сути, передает эстафету, и искусство продолжается и вспоминает о мастере Андреа, который умел жарким светом зажечь палитру и потом умер, потому что не смог жить без своей Музы — жить без любви…

Он умирает во грехе потому, что искусство — это надлом. Надлом души. Гибель страшна… Это последняя тайна трагедии.

10 ноября 2017

Показать статьи на
схожую тему:

Оглавление
  1. А.С. Пушкин. "Каменный гость"
  2. А.С. Пушкин. "Моцарт и Сальери"
  3. Альфред де Мюссе. "Андреа дель Сарто"
  4. Герхарт Гауптман. "Бедный Генрих"
  5. Морис Метерлинк. "Аглавена и Селизетта"
  6. Софокл. "Эдип-царь"
  7. Уильям Шекспир. "Гамлет"
  8. Эдмон Ростан. "Сирано"
  9. Эдуардо ди Филиппо. "Призраки"
  10. Еврипид. "Медея".
  11. Теннесси Уильямс. "Орфей спускается в ад"
  12. Дэвид Стори. "Дома"
  13. Ф. Шиллер. "Разбойники"
  14. Ф. Шиллер. "Валленштейн"
  15. Генрик Ибсен. "Дикая утка"
  16. Еврипид. «Ипполит»
  17. Уильям Шекспир. "Король Лир"
  18. Генрих Ибсен. «Улаф Лильекранс»
  19. Платон. Гиппий
  20. Жан Расин. "Британник"
  21. Мольер. "Тартюф"
  22. Иоганн Вольфганг Гёте. "Фауст"
  23. Пять Дон Жуанов
  24. Софокл. "Электра"
  25. Фридрих Шиллер. “Орлеанская дева”
  26. Эжен Ионеско. "Носорог"
  27. Эжен Ионеско. "Бред вдвоем"
  28. Еврипид. "Ифигения в Авлиде"
  29. Фридрих Шиллер. "Разбойники"
  30. Софокл. "Антигона"
  31. Байрон. "Манфред"
  32. Корнель. "Полиевкт"
  33. Шекспир. "Ромео и Джульетта"
  34. С. Кьеркегор о трагедии
  35. А. де Мюссе. “Лорензаччо”
  36. Александр Островский. Последняя жертва