ГлавнаяДраматиконТеатрСофокл. «Эдип-царь»

Софокл. «Эдип-царь»

И вот, Эдип ищет выход из лабиринта. Он уже говорит свои первые монологи, однако что-то не клеится, нестыковка, они говорят вразнобой, потому что есть некая трещина, тайна, и он должен ее разрешить. Он должен узнать кто он.

Он натыкается то на жену, то на старика, он прижимает несчастного старика к стене и кричит, выпытывая страшную правду — идет расследование, бегут писцы, работают следователи — даже слова хора расследуются на предмет происхождения царя, инригующий вопрос, если вдуматься…

ХОР

Верить нет сил, нет сил — отрицать
Трудно решить; что же сказать…

Вот они застыли в ужасе перед Неведомым, что грядет и сразу разрушит государство, мир, семьи; человек придавлен этим жутким Роком,

Беспощадны Керы!

Общее молчание на сцене. И среди молчащих статуй мечется человек, который желает знать, кто он и откуда, кто его предки, — это мыслитель, который возжелал разрушить печать молчания богов, узнать правду о своей природе, расковать звенья запретной цепи…

И это приводит к вере, потому что «неверный род людей» смертью умрет, они не боги, и в бедах и испытаниях человек неизменно обращается к небу, иначе падает, сраженный гордыней, которая ни в чем не знает меры и ослепляет царя, и он

К вершине счастия взойдя, стремглав
Вдруг в пропасть роковую низвергается.

Есть тайная связь между нашей гордыней — тем, как мы забываем богов, — и тем, как они забывают нас. Никакая мудрость не в помощь, если «забывается божье» — и скорее права несчастная супруга Эдипа (и мать его!) Иокаста, когда говорит мрачно,

Всем надо наудачу жить, как может кто

потому что лукавить с судьбой бессмысленно, страшные, роковые силы действуют против гордеца, который отринул мир духа и своей волей решил доказать свое совершенство.

 

ЭДИП. А я сын счастья, мне добро дарившего,
И не боюсь ничем быть обесчещенным…

Хор отвечает после раскрытия страшной тайны,

Люди смертные! Вы — ничто.

Люди, устами хора, верят в героя, выдвигают его как пример, как эталон своей природы. Он через героя «вздохнул свободно»

И через тебя мрак покрыл мне очи.

Открывается второй план, ибо герой смотрит и действует лично, он берет ответственность на себя, его же трагедия есть трагедия всех… Хор распадается, собирается, закрывает в ужасе лицо, ждет страшной вести, рыдает…

 

Это простая пьеса. Ее величие в этой простоте — так проста разрывающаяся граната! — и на миг мы замираем, ощутив себя игрушками рока и поняв навсегда невозможность свободы и чистоты — и когда мы переживаем трагедию и жуткий крик слепого Эдипа стоит в наших ушах, светлый катарсис освящает нашу душу.

Потому что наша природа беспредельна, и трагедия — выявление беспредельности, проекция человека в Вечность, мелькнувший средь тьмы мира лик божества…

*

Маэстро заканчивает репетицию хора и слушает вопрос одной девушки с ясными глазками о христианстве и варварстве…

— Да все верно, — говорит он, морща широкий лоб, — и все неверно.. Так бывает, милая. Эдип — варвар, как и все его окружающие, как и боги… Понимаете, тут я должен остановиться, боги есть боги… Христианские подвижники уважают греческих богов. Да, именно так. Почему?- задал я простой вопрос. Вроде бы, между ними должна была стоять стена. Но стены нет. Это мир духа, и духовный человек содержит в себе все эпохи взрастания человеческой духовности, а презрение и отвержение ничего не дает. Презирает профан. Презирать легко.

Мне тоже раньше казалось, что тут действует простецкий закон отрицания отрицания, но диалектика в мире духа неуместна, тут идет напластование, восхождение по ступеням, и, наверное, трагедия лежит на нижних ступенях — там шла непримиримая и яростная борьба человека за дух, вокруг него был мир мрака, и прежде чем с легким презрением отметать терзания греков, вообразите эту силу духа и ясность ума, этот порыв праведника… Может пригодиться и сегодня.

Я бреду по галерее выше, выше… эта винтовая лестница ведет к моей каморке, где меня ни в коем случае нельзя тревожить… У меня в ушах звенит крик хора, повторяющийся, уносящийся в черное небо сцены:

— Люди! Вы ничто!

Неплохо иногда ощутить себя — никем, ничем, нестись в пространстве горсткой пепла…

Я ощутил себя ничем
сегодня рано на рассвете
в какой-то миг не смог понять,
где я и в чем мое отличье
от снега, неба и реки
оцепеневший, неживой
лежал и слышал утра звуки,
твой вздох, взлетевший серебристой
прозрачной птицей, и вопрос —
тот, на который нет ответа
и он летает во Вселенной,
как атом смысла вопреки
холодной ночи мирозданья.

В. Левитов
3 октября 2017

Показать статьи на
схожую тему:

Оглавление
  1. А.С. Пушкин. "Каменный гость"
  2. А.С. Пушкин. "Моцарт и Сальери"
  3. Альфред де Мюссе. "Андреа дель Сарто"
  4. Герхарт Гауптман. "Бедный Генрих"
  5. Морис Метерлинк. "Аглавена и Селизетта"
  6. Софокл. "Эдип-царь"
  7. Уильям Шекспир. "Гамлет"
  8. Эдмон Ростан. "Сирано"
  9. Эдуардо ди Филиппо. "Призраки"
  10. Еврипид. "Медея".
  11. Теннесси Уильямс. "Орфей спускается в ад"
  12. Дэвид Стори. "Дома"
  13. Ф. Шиллер. "Разбойники"
  14. Ф. Шиллер. "Валленштейн"
  15. Генрик Ибсен. "Дикая утка"
  16. Еврипид. «Ипполит»
  17. Уильям Шекспир. "Король Лир"
  18. Генрих Ибсен. «Улаф Лильекранс»
  19. Платон. Гиппий
  20. Жан Расин. "Британник"
  21. Мольер. "Тартюф"
  22. Иоганн Вольфганг Гёте. "Фауст"
  23. Пять Дон Жуанов
  24. Софокл. "Электра"
  25. Фридрих Шиллер. “Орлеанская дева”
  26. Эжен Ионеско. "Носорог"
  27. Эжен Ионеско. "Бред вдвоем"
  28. Еврипид. "Ифигения в Авлиде"
  29. Фридрих Шиллер. "Разбойники"
  30. Софокл. "Антигона"
  31. Байрон. "Манфред"
  32. Корнель. "Полиевкт"
  33. Шекспир. "Ромео и Джульетта"
  34. С. Кьеркегор о трагедии
  35. А. де Мюссе. “Лорензаччо”
  36. Александр Островский. Последняя жертва