ГлавнаяДраматиконКиноРоже Вадим. Три шага в бреду («Метценгерштейн»)

Роже Вадим. Три шага в бреду («Метценгерштейн»)

Черный конь – страсть. Ее пишут на картинах, искусство стремится запечатлеть ее, но не есть ли это в какой-то мере стремление к безопасности: запереть зверей в клетки – так и конь на гобелене – вечный символ страсти как раздора, хаоса и смерча, страшных сил, которые покуда дремлют, однако, вызванные к жизни, сметают всех на своем пути…

Граф гибнет в огне, не в силах вынести этого пламени (страсти), но теперь он и конь одно, и конь принесет ее в тот же пламень, потому что страсть отменяет все иные вещи, страсть есть не просто чувство, но страшный мистический modus vivendi; она искажает наше восприятие, и если прежний разврат и жестокость были вполне в мирском духе – чистая страсть обрекает ее на гибель…

Гобелен прожжен, и конь исчез. Она приказывает восстановить гобелен, что требует много времени… восстановить прежний образ жизни, где конь на безопасном холсте. Тут целая эстетика. Искусство воспринимается как музейная коллекция, украшение жилища; они есть, эти черные страсти, эти страшные кони, которые несут нас в ад! – но на стене, в образах и мыслях, и мы боимся подпустить их ближе; не так живет художник: его воображение и есть его жизнь, а физическое существование не имеет значения.

И мы стремимся гореть. Стремимся и одновременно боимся огня – боимся того черного коня, который понесет нас в горящие степи любви или творчества; перед нами вечный выбор обывателя, который в нерешительности застыл на берегу океана… Может быть, имеет значение только страсть – страсть нежности или страсть творчества — все прочее или от ее отсутствия, тоски по ней, или она ранит, и ты уже не можешь жить как обычный человек.

Может быть, и вся наша жизнь есть только подготовка, только восхождение к страсти, обретение коня.

 

Но рассказы По гораздо сложнее. Юный граф, например, назвал себя человеком счастливым; он не поддался на соблазнительные призывы кузины, и, может быть, конь – таинство и причастие, которых расковать и постичь ей не дано, потому что она сожгла все в огне пожара (порока).

Одного конь несет в рай, другого – в огненный ад и она сама жаждет этого ада, потому что каждый из нас жаждет воплощения, каким бы ужасным оно ни было. Потому что никто не знает финала.

*

Все искусство смотреть кино в той гибкости сознания, когда зритель умеет понять, в чем смысл показанного, войти в этот особый мир, который создан на экране, оставив привычные схемы, ритм жизни и ожидания. И каждый такой вход дополняет матрицу моего сознания новым сегментом – так сознание расцветает и живет полно и плодотворно. Потому что и опус, созданный мной, будет нести в себе ту полноту и цельность осознанного и освоенного пространства мировоззрения.

21 июля 2021

Показать статьи на
схожую тему:

Оглавление
  1. Федерико Феллини. "Город женщин"
  2. Ингмар Бергман. "Сквозь тусклое стекло"
  3. Ингмар Бергман. "Зимний свет" /Причастие/
  4. Кен Рассел. "Смещение сознания"
  5. Кен Рассел. "Валентино"
  6. Кен Рассел. "Готика"
  7. Ингмар Бергман. "Молчание"
  8. Братья Тавиани. "Хаос"
  9. Джонатан Дэмме. "Филадельфия"
  10. Ингмар Бергман. "Седьмая печать"
  11. Питер Гринуэй. "Зет и два нуля" и "Брюхо архитектора"
  12. Питер Гринуэй. "Контракт рисовальщика"
  13. Франсуа Трюффо. "Невеста в черном"
  14. Франсуа Трюффо. "Последнее метро"
  15. Франсуа Трюффо. "Ускользающая любовь"
  16. Федерико Феллини. "Голос луны"
  17. Й. Стеллинг. "Стрелочник" и "Иллюзионист"
  18. Ежи Кавалерович. "Поезд"
  19. Фильмы Жан-Люка Годара
  20. Кшиштоф Кеслевски. "Три цвета: синий"
  21. Кшиштоф Кеслевски. «Три цвета: белый»
  22. Акира Куросава. "Расемон"
  23. Райнер Вернер Фассбиндер. "Кулачное право свободы"
  24. Мартин Скорсезе. "Последнее искушение Христа"
  25. Альфред Хичкок. "Психо"
  26. Бернардо Бертолуччи. "Последнее танго в Париже"
  27. Дерек Джармен
  28. Бертран Блие
  29. Андрей Тарковский
  30. Карлос Саура
  31. Кен Рассел. Листомания
  32. Питер Гринуэй. "Интимный дневник"
  33. Стэнли Кубрик. "Механический апельсин"
  34. И. Бергман. "Женщины ждут"
  35. Й. Стеллинг. Летучий голландец
  36. Райнер Вернер Фассбиндер. "Сатанинское зелье"
  37. Ингмар Бергман. "Час волка"
  38. Роман Полански. "Тупик"
  39. Орсон Уэллс. "Процесс"
  40. Клод Отан-Лара. "В случае несчастья"
  41. Канэто Синдо. "Женщина-демон"
  42. Дэвид Кроненберг. "Экзистенция"
  43. Андрей Тарковский. Притча восприятия
  44. Пол Гринграс. "Кровавое воскресенье"
  45. Роже Вадим. Три шага в бреду ("Метценгерштейн")
  46. Вера Хитилова. Изгнанные из рая
  47. М. Каро/Жан-Пьер Жёне. Город потерянных детей
  48. Ларс фон Триер. Рассекая волны / Танцующая в темноте
  49. Масаки Кобаяси. Квайдан