ГлавнаяДраматиконКиноПол Гринграс. «Кровавое воскресенье»

Пол Гринграс. «Кровавое воскресенье»

Идея демократии давно уже вызывает серьезные вопросы, на которые нет ответов. Она объявляет человека совершенно свободным, однако человек сам не признает себя готовым к этой совершенной свободе – спросите любого серьезного гражданина, — и сразу же выявляются две вещи: 1) он не в силах реализовать взятые на себя функции, даже самые простые, и 2) нет совершенных механизмов управления обществом в условиях совершенной свободы. Демократия сразу вызывает к жизни не радость свободы, а терроризм и прочие извращения свободы. Эти извращения – отпечаток извращения нашего несовершенного общественного сознания.

Лидеры с готовностью объявляют демократические принципы, разворачивают «борьбу за гражданские права» — однако на самом деле прав этих никто реально не желает, использовать не может, борьба схоластична, путь в пустоту, где является уже не безобидная риторика перед кружком праздных баб, глядящих тебе в рот, — а кровь…

Но есть в его фильме еще одна мысль, гораздо более оригинальная и новая. Общественные группы – военные, молодежь, политиканы, — образуют некие замкнутые страты, это как метастазы, как желваки, и вы не можете войти в эти страты, расколоть их, и менее всего можете провести сквозь них, объединить их одной идеей, пусть даже самой светлой и прогрессивной. Потому что страта не ищет прогресса или объединения, она живет по своим законам и ритуалам, со своими табу и предрассудками, и военные никогда не признают, что какой-то радист может быть не согласен и иметь свое мнение… Как политики не признают, что правда не всегда орет в мегафон, а иногда она проста и тиха и не связана с красивой позой и орущим оратором…

Существует ли общество? Вопрос, кажущийся нелепым, а на самом деле самый острый и актуальный. Те связи и единство, и цели, которые мы видим перед собой, та этика и история, которые нас связали воедино, не есть ли чистый миф, коли мы так просто и с такой готовностью предаем эти общие цели ради интересов страты и так условно понимаем общую этику, что ее разом опрокидывает любой форс-мажор…

Так что прежде чем объявлять громкие цели, кричать о единстве и величии страны, следует понять, увидеть те трещины, которые пронизывают всю политическую систему и весь социум, осознать это и раскаяться, попытаться, в первую очередь, в самих себе, найти трещины – и сказать правду. Пусть в фильме это политическая правда о вине армии – за ней живет правда более трагическая и глубокая.

2 июня 2021
Оглавление
  1. Федерико Феллини. "Город женщин"
  2. Ингмар Бергман. "Сквозь тусклое стекло"
  3. Ингмар Бергман. "Зимний свет" /Причастие/
  4. Кен Рассел. "Смещение сознания"
  5. Кен Рассел. "Валентино"
  6. Кен Рассел. "Готика"
  7. Ингмар Бергман. "Молчание"
  8. Братья Тавиани. "Хаос"
  9. Джонатан Дэмме. "Филадельфия"
  10. Ингмар Бергман. "Седьмая печать"
  11. Питер Гринуэй. "Зет и два нуля" и "Брюхо архитектора"
  12. Питер Гринуэй. "Контракт рисовальщика"
  13. Франсуа Трюффо. "Невеста в черном"
  14. Франсуа Трюффо. "Последнее метро"
  15. Франсуа Трюффо. "Ускользающая любовь"
  16. Федерико Феллини. "Голос луны"
  17. Й. Стеллинг. "Стрелочник" и "Иллюзионист"
  18. Ежи Кавалерович. "Поезд"
  19. Фильмы Жан-Люка Годара
  20. Кшиштоф Кеслевски. "Три цвета: синий"
  21. Кшиштоф Кеслевски. «Три цвета: белый»
  22. Акира Куросава. "Расемон"
  23. Райнер Вернер Фассбиндер. "Кулачное право свободы"
  24. Мартин Скорсезе. "Последнее искушение Христа"
  25. Альфред Хичкок. "Психо"
  26. Бернардо Бертолуччи. "Последнее танго в Париже"
  27. Дерек Джармен
  28. Бертран Блие
  29. Андрей Тарковский
  30. Карлос Саура
  31. Кен Рассел. Листомания
  32. Питер Гринуэй. "Интимный дневник"
  33. Стэнли Кубрик. "Механический апельсин"
  34. И. Бергман. "Женщины ждут"
  35. Й. Стеллинг. Летучий голландец
  36. Райнер Вернер Фассбиндер. "Сатанинское зелье"
  37. Ингмар Бергман. "Час волка"
  38. Роман Полански. "Тупик"
  39. Орсон Уэллс. "Процесс"
  40. Клод Отан-Лара. "В случае несчастья"
  41. Канэто Синдо. "Женщина-демон"
  42. Дэвид Кроненберг. "Экзистенция"
  43. Андрей Тарковский. Притча восприятия
  44. Пол Гринграс. "Кровавое воскресенье"
  45. Роже Вадим. Три шага в бреду ("Метценгерштейн")
  46. Вера Хитилова. Изгнанные из рая
  47. М. Каро/Жан-Пьер Жёне. Город потерянных детей
  48. Ларс фон Триер. Рассекая волны / Танцующая в темноте
  49. Масаки Кобаяси. Квайдан
  50. Киёси Куросава. Харизма