Пол Гринграс. «Кровавое воскресенье»
Идея демократии давно уже вызывает серьезные вопросы, на которые нет ответов. Она объявляет человека совершенно свободным, однако человек сам не признает себя готовым к этой совершенной свободе – спросите любого серьезного гражданина, — и сразу же выявляются две вещи: 1) он не в силах реализовать взятые на себя функции, даже самые простые, и 2) нет совершенных механизмов управления обществом в условиях совершенной свободы. Демократия сразу вызывает к жизни не радость свободы, а терроризм и прочие извращения свободы. Эти извращения – отпечаток извращения нашего несовершенного общественного сознания.
Лидеры с готовностью объявляют демократические принципы, разворачивают «борьбу за гражданские права» — однако на самом деле прав этих никто реально не желает, использовать не может, борьба схоластична, путь в пустоту, где является уже не безобидная риторика перед кружком праздных баб, глядящих тебе в рот, — а кровь…
Но есть в его фильме еще одна мысль, гораздо более оригинальная и новая. Общественные группы – военные, молодежь, политиканы, — образуют некие замкнутые страты, это как метастазы, как желваки, и вы не можете войти в эти страты, расколоть их, и менее всего можете провести сквозь них, объединить их одной идеей, пусть даже самой светлой и прогрессивной. Потому что страта не ищет прогресса или объединения, она живет по своим законам и ритуалам, со своими табу и предрассудками, и военные никогда не признают, что какой-то радист может быть не согласен и иметь свое мнение… Как политики не признают, что правда не всегда орет в мегафон, а иногда она проста и тиха и не связана с красивой позой и орущим оратором…
Существует ли общество? Вопрос, кажущийся нелепым, а на самом деле самый острый и актуальный. Те связи и единство, и цели, которые мы видим перед собой, та этика и история, которые нас связали воедино, не есть ли чистый миф, коли мы так просто и с такой готовностью предаем эти общие цели ради интересов страты и так условно понимаем общую этику, что ее разом опрокидывает любой форс-мажор…
Так что прежде чем объявлять громкие цели, кричать о единстве и величии страны, следует понять, увидеть те трещины, которые пронизывают всю политическую систему и весь социум, осознать это и раскаяться, попытаться, в первую очередь, в самих себе, найти трещины – и сказать правду. Пусть в фильме это политическая правда о вине армии – за ней живет правда более трагическая и глубокая.