Киёси Куросава. Харизма
— Харизма – это вы.
Человек в конечном итоге не может устраниться из природы – и не может решить ее судьбу, потому что тут не хватает его интеллекта и возможностей. Он губит ее, внося раскол и искусственное противостояние. Ее ад и рай, красота и яды мало известны ему, и когда идет за враждой природной. становится чудовищем, многократно усиливая раздор и смерть.
Обломки дерева лежат, как обломки античных статуй.
Вывести странное дерево – или оставить его, и тогда погибнет весь лес, который оно отравляет…
Человек стал равнодушным мастером, который исправляет Божье дело?
Мы совершенно утеряли цельность сознания, рассматриваем природные чудеса в отдельности, не видим могучей силы и гармонии мироздания.
Проблема в фокусе:
Роль науки. Наука есть инструменты исследования, это методика исследования природы, но не воздействия на нее, а сегодня наука незаметно перенимает, используя авторитет знания, роль, меняет функцию — на миссию. И холодная, равнодушная «г-да профессор» решает судьбу деревьев и людей, совершенно не допуская тени сомнения. И в конечном итоге, ее цель – уничтожение всего того, что не вписывается в ее холодные и бездушные схемы. Весь ужас в том, что наука всегда права, ибо не ведает сомнений и отчаяния, всего человеческого. На самом деле выходит парадокс: человеческое знание, наука – сфера обесчеловечивания мировой жизни
Власть… Бывший полицейский инспектор понимает, что власть не может навести порядок в природе, в мире, нигде, в общем; она обессилена и преступна, потому что – как и наука – перестала быть человеческой. Она может только уничтожать странное и нестандартное – но завтра оно может оказаться решающим в деле нашего спасения.
Человек и природа. Природа учит нас закону свободной жизни и борьбы, учит выйти из системы, это чисто экзистенциальная идея содержится в каждом лесу… Не стреляйте в дерево, потому что каждое дерево – таинство Жизни, как и вся природа, коей неразумной частью я являюсь…
Но герой стреляет в дерево и взрывает его, потому что в конечном итоге дело не в дереве; фетишизм природы тоже вреден и бесплоден: он уже в самом себе несет великую истину всепримирения и свободы и никогда не станет частицей дурного хаоса.
Комментарий – дитя времени
Как ни пытайся, ты не сможешь выразить понимание фильма сегодня в стиле Чжуан-цзы, с его великим покоем и духом Дао…
Наше время слишком простое, наша жизнь элементарна, как гусеница. Мы гибнем от упрощения и непонимания. У нас нет общества, потому что оно строится на понимании. И перед нами стоит задача: начать понимать — что? – все: друг друга, себя, детей, киноязык, символы живописи Магритта.
Чтобы начать понимать, надо быть скромнее. Надо начать выделять основные значения, с трудом, день за днем, учиться пониманию простых вещей, которые сказаны другими. И поменьше говорить самому.
В этом есть определенная опасность: в школах пифагорейцев было правило, согласно которому ученики по десять лет молчали, не имели права рот открывать — хорошее правило, только вот новых пифагоров из них не получалось…