Канэто Синдо. «Женщина-демон»
Фильм “Женщина-демон” Канэто Синдо снят поразительно просто: две хижины в зарослях тростника. Вокруг бушует война, голод, а тут женщины добивают раненых и продают их доспехи, и когда сосед Хаши возвращается, он хочет жениться на молодой вдове, но свекровь не пускает ее. Эротика пронизывает фильм. Высокие стебли хлещут друг друга под ветром, сквозь заросли стремительно бежит она на свидание…
Старуха встречает самурая с “самым красивым лицом в Киото”, но он в маске демона. Чтобы не повредить в бою лицо… Однако этой крестьянке с злобными глазками он не покажет лица. Она не достойна видеть красоту. Она умоляет самурая, она в жизни не видела красивого лица (!) – в этом диком лесу она не ведает Красоты, — и губит ее, бросая его в яму. И лезет туда и там срывает маску с мертвеца и видит уродство, потому что живая красота ей недоступна, и это вечная идея великих сказок.
Она стоит в маске демона на пути летящей на свидание – и та в ужасе бросается прочь. Уродливый демон (злобы, зависти, алчбы, вожделения) правит уродливой жизнью, пытаясь сохранить столь же уродливый уклад воровской ямы — и только инстинкт любви побеждает его (девушка вырывается и достигает хижины Хаши)
А потом она не может снять маску – маска приросла к лицу, уродует его.
— Я человек! — кричит старуха, летя в яму в финале фильма. Но ангелы и демоны, и Сам Господь давно уже среди нас, и Царствие и Ад давно наступили… Слово “человек” ничего не значит на тех весах, где решается судьба в Вечности.