Владимир Боровиковский. «Портрет Марии Лопухиной»
Боровиковский воплотил какой-то национальный идеал; возможно, получился сей шедевр отчасти случайно – слишком в нем много несуразностей, которые не мог спланировать такой маститый художник, и которые именно и делают половину дела
он и здесь помещает модель в зоне перехода из тени в свет, что вообще тогда никто не делал; таким образом решаются некоторые проблемы композиции: погашенный правый угол позволяет вынести лицо на первый план, иначе ветки мешали бы – тут же, он прячет ее волосы в листве, и вы не заметили даже этой ужасной прически (она совершенно не подходит к лицу, так что оно оказывается больше по пропорции)
слева и справа смелые пятна, легкое марево, также снимает, перечеркивает ненужные детали пейзажного фона; колорит яркий, в других вещах такое у него редкость, и работают дополнительные тона: зелень оттеняет, выставляет чудесные, свежие «розы ланит»
при этом, колорит разработан искусно: легкая желто-зеленая листва позволяет взгляду пронестись вдаль, и эта прохладная даль снова возвращает к теплому лику – таким образом, все в этом портрете в движении, царит прекрасно им схваченная в самых разных портретах сельская свобода, свежий воздух, сияние солнца
все это в позе, спокойно-привольной и непринужденной, тут женщина схвачена в миг лукавого взгляда, и вы ощущаете миг, редкое свойство самых удивительных портретов (Рейнолдс) – миг, в который человек раскрылся в неком ясном психологическом состоянии, вспышке, мягкой полуулыбке – и снова ушел в себя…
это сообщает всему портрету атмосферу внезапной встречи – словно вы и правда встретили ее на тропинке имения, молния взгляда – и она ушла, оставив незабываемый образ; в ней поражает разом это удивительное движение глаз, чуть ироничное, сдержанное, сознание своей силы и обаяния…
и мы ценим тут именно оригинальность и характерность русской школы, с этой невиданной свободой и сочетанием высоты, благородства черт и полной раскованности и непринужденности модели…
и, конечно, эта русская Джоконда томит чем-то невыразимым, та же полуулыбка, летучесть выражения, замершее движение локтя… удивительное явление живого образа в академическом салоне!
портрет – это нечто большее, вообще говоря, не просто изображение человека, но в определенной степени портрет нации, это наш характер, способ миропредставления, система отношений…
возьмем сравнение: например, посмотрите на английский портрет; в свое время, впервые в Лондоне, я пошел в Национальную портретную галерею и был искренне поражен галереей этих лиц: в них была воля, сила, мужество, благородство – вот кто создавал империю
теперь смотрю с несколько иной точки: европейский портрет явил слишком много гордыни, позы, сияния – лессировки, кружева, атлас, надменные взоры и сплошное оружие и доспехи… ну понятно, художники – люди зависимые, и им приходилось льстить своим моделям; однако тут и другое
и люди, и страны, и культуры добирают на сценах и в одах то, чего не создали в умах и душах; недаром нас так поражает способность европейцев к рекламе, они все время должны кого-то колонизовать, так или иначе, на кого-то влиять; они создали мировой магнит – совершенно гениальный проект!
а вот в Отечестве нашем все иначе, как-то неброско и скромно, все брюзжат, что у нас все плохо и нет никакой надежды, несут друг друга, а с рекламой просто беда: ну разве вас не воротит от этой румяной бездарности и кричащей пошлятины!..
это различие между нами и ими лично мне кажется просто чудовищным; а, с другой стороны, мне претит эта гордыня, поза, и мне приятна раскованность и естественная грация наших сельских богинь, которые так умел выразить этот чудесный мастер
и поневоле думаешь: хорош не тот портрет, в котором выражено все – уже потому, что это иллюзия или ложь, ведь всего человека понять или выразить невозможно – а тот, в котором именно запечатлелось движение души, всплеск чувства, и нечто смутное и тайное, нежное и невыразимое клубится в глубине