От света

Donald Teskey – ирландец – пишет крупными мазками, однако это не главное; есть много художников, совершенно завороженных процессом: им очень нравится класть толстую фактуру краски; Тески добивается интересных эффектов

тут есть вечная непроглядная тусклость небес, сквозь которые с трудом пробивается свет; в этом я ощущаю тусклость, тупики современного сознания, словно человек утерял ясный взор, не может окинуть пейзаж и понять его тон, его нерв…

настоящий художник не только тот, кто умеет понять, почувствовать и выразить идею, смысл, гармонию, но и тот, что умеет почувствовать и выразить невозможность гармонии, недостижимость истины…

редкие лучи просеиваются сквозь тучи

и нежный просвет – пятно зелени – образуется на безлюдном берегу моря, как обещание, как надежда…

такие пейзажи полны смысла; за простотой вида, отсутствием сюжета – ибо тут даже нет самого главного — моря, которое лишь угадывается справа — тут выражено ясное и понятное, глубокое человеческое настроение

а может и целая идеология

этот художник умеет использовать разные приемы: он пишет скалы, подчеркивая острые края, но дает немного красной охры, и они становятся теплыми, земными и стоят над холодным морем как оплот

а иногда он жертвует фактурой, и вот, косогор, написанный светлой охрой с небесно-голубыми тенями, взлетает к серым небесам — природа живет своей жизнью, и кажется, весь мир вокруг нас наполнен неким высшим смыслом

это очеловеченный мир

наверное, каждый из нас все же заряжен – даже часто помимо своего опыта и воли – некой базовой идеологией, и если просто: оптимист или пессимист (я никогда не считал их просто психологическими типами) – а если чуть сложнее, так в одном сплошные тупики, в другом – просветы

один смиряется и развивает скепсис, даже на ровном месте, а другой даже настоящие тупики воспринимает в ракурсе прорыва – каждая стена — это ворота — идет от света, а не от тьмы, стирает тени обреченности

и я даже не знаю, кто прав, ведь эта обреченность заложена в нашей проклятой природе, никуда не денешься; но такие люди, как Тески, видимо, чувствуют иначе: в них вечная жажда взлета, просвета, вечная надежда, без которой немыслимо аутентичное творчество

да и сама нормальная человеческая жизнь, потому как мы оказались в мире, где все детерминировано, все предписано; в России этого еще не знают, а европейцы уже стонут под игом Нормы

человек оказался внутри некой машины (цивилизации), и ему внушают, что это очень хорошо, что так именно и надо жить, иначе ты дикарь и ничтожество; многие сомневаются в этом, однако перебить машину трудно

собственно, это и есть, на мой взгляд, главная миссия современного искусства, что многие художники отлично поняли; идут не от функции, не от материи, не от порядка — от света, от нашей вечной надежды на духовное возрождение

19 апреля 2019

Показать статьи на
схожую тему: