Питер Клас. Занятие по композиции
ничто не способно изменить моей судьбы, и на этом фоне все человеческие стремления и мечтания, произведения и вера оказываются пустым бокалом; безжалостный взгляд – стоит лишь заметить, что еще грустнее сравнение той пустоты с нашей; оригинально то, что взгляд почти осмысленный и явно направлен – к свету…
сам колорит традиционного сюжета vanitas хороший: эти земли именно и дают представление о прахе, о земле, которая нас примет
источник света тоже может кое-что сказать о мысли автора: тут их почему-то два, это свет земной, он уже в прошлом, — и небесный, ожидающий идущего
движение композиции может быть разным
часто оно задумано слева направо или наоборот, линейное, но более интересно движение по полукругу или по кругу
положение лангуста символизирует смерть, и взгляд движется от этих свежих булочек справа налево; лимон – время; орех – мудрость, и я подхожу к этому сосуду Духа, готов к чаше (той самой, о которой Христос говорил на Вечере)
тут движение композиции идет не линейно, а вокруг лангуста, это как бы размышление о смерти – memento mori — и когда я смотрю на эту картину, понятно, что лангуст препятствует дальнейшему движению – и куда именно? – непонятно…
однако по идее самой композиции движение продолжается, и так на каждом новом круге я буду возвращаться к тому же препятствию, переживать неизбежную судьбу – и таким образом созидать ее
иногда сосуды ван Альста и Класа ничего не значат; только художник понимает соблазн писать перламутровые раковины, пытаясь отразить совершенство природы и забыть о сумрачном колорите умирающего дня, толчею обычных улиц, где унылые лица напоминают о смерти
однако эта сублимация, это самозабвенное творчество красоты дает плоды: мир преображается, и творец ощущает себя уже иным, иной сущностью: человек — тонкий сосуд смысла в холодном мире пустоты
и трепетным, загадочным делает его эта неразрешимость судьбы, когда он застыл между землей и тайной, этот ковер — пестрота земных событий, и ниша, где пустота… и все это искусство – зов к тайне, порыв бессонного духа и, в конечном итоге, попытка победить зияющую пустоту
настоящая мудрость – это, видимо, в значительной степени защитная реакция мыслящего существа против непостижимости и обреченности; настоящее постижение метафизики возможно только в борьбе с метафизикой за максимальную ясность творческого восприятия
которая, разумеется, не достижима
одна девушка правильно упрекнула голландцев в частоте традиционных композиций – те же бокалы, лангусты и грозди винограда – однако отчасти упрек тут не им, а искусствоведам и историкам культуры, которым удобно объяснять какие-то простые вещи в музеях именно на типичных примерах
бывали и вполне оригинальные вещи, которые не так просто раскусить
вот, странная композиция, тут нарушены все законы, это просто какой-то художественный хаос; Клас выставляет на первый план эту громадную виолончель (или род контрабаса?) – и тут же сразу бросается в глаза эта черепаха
мне кажется, беспорядочная композиция тоже имеет некий смысл: тут именно художник, который иначе трактует феномен времени: часы оказались на заднем плане, в совершенное нарушение традиционной своей позиции впереди, на кромке стола (обрыв времени)
ну а черепаха, ясное дело, устанавливает совершенно иные законы течения времени, творчество – замедление земной жизни, остановка; очень актуальный сюжет в наше время, когда все решительно и все время спешат
мне никогда не нравилась быстрая поэзия – ну, знаете, эти порывы и взрыды, лесенка, чтобы стих прыгал в определенном ритме, – нет, я любил поэзию как остановку, кружение бабочки над кустом…
таким образом мы приближаемся к загадкам бытия (темные сосуды), строим проекции смысла, не посягая на сам смысл – в этом плане интересен бокал слева, да, он тут тоже есть, но отражен в зеркале, и впечатление, мой взгляд задумчиво и не спеша перемещается по кругу на фоне низкой мелодии виолончели…
легко заметить, что такая композиция трудно работает, все же классики знали толк в условиях оптимального восприятия; о чем современники почти не задумываются – а напрасно…
тут, напротив, вся эта музыка и творчество вообще убраны на задний план, перечеркнуты кувшином, это мне напоминает сцену смерти дон Кихота, когда он вдруг непонятно почему отрекся от самого главного, самого волшебного своего приключения – пещеры Монтесиноса!
почему?! – никто этого не понимает, а Санчо даже начал плакать; а дело, видимо, в том, что есть темы для жизни и для смерти, и в жизни, друг Санчо, у нас были веселые приключения, и фантазии, и миражи, а вот теперь наступает миг смерти, и с ней не надо шутить, и фантазии неуместны…
вот тут тоже явлена эта внезапная трезвость, и лангуст на первом плане явно сменяет лимон (там уже устрица, каюк, времени нет), и он доминирует: миг истины…
таким образом, расположение предметов на столе крайне важно и те же самые вещи могут означать самое разное; но главное не в этом, а в том общем ощущении от картины, в главном акценте, который у голландцев всегда связан с этой лозой – в жизнь вечную…