ГлавнаяARTEЭросЗагадка желания

Загадка желания

странным образом художники дарят нам свои откровения, в которых больше скрывают, особенно относится к сюрреалистам, которые под прикрытием «паранойи» скрывают слишком многое – у Дали это известного рода комплексы, сквозь них трудно пробиться к сути дела, например, к эросу

тут еще психоанализ путается под ногами, получается вообще сплошной туман; эту картину он связывает с фигурой матери, и понятно, что мать определяет наши будущие отношения с женщинами, это аксиома психоанализа, и тут желание представлено как махина, груз, который вообще делает невозможным даже шаг – не говоря уже об эротике и пр.

С. Дали. Загадка желания

но полагаю, именно в этих работах он проявил искренность: тут настоящие вопросы и настоящие проблемы; эта тема мне лично видится следующим образом: что такое эрос? – первое – желание, уровень либидо; фригидный человек не знает эроса

чувственный художник несет в себе огромный заряд эротизма, именно поэтому его трудно бывает претворить в реальность: требуется эротика, претворенное желание, высокая игра стыда, обнажения, фантазии – а ему друзья суют под нос шлюх…

но не только проститутка – огромное количество женщин в ХХ веке оказались вообще вне поля той высокой эротики (как и низкой и любой иной), и отсюда два образа Дали: первый – эти махины желания, прущая с холста Плоть, которая стала мясом, утеряв эротизм; второй – истощенные тела, выветренные, опустошенные тем же желанием, полагаю, которое не находит воплощения

С. Дали. Градива, вновь обретающая антропоморфные руины (ретроспективная фантазия)

они застыли в песке или прижимаются к камню, потому что нет рядом человека – откуда в пустыне человек? – это образ современной одинокой женщины, опустошенной и безэротичной; произошел некий разрыв связи между нами, и этот разрыв связан с резким падением культуры эротизма, мельчанием чувств, скучный мир…

 

женское тело – туша – и правда напоминает коня, наше влечение стало грубым, оно лишено тонкости настоящей чувственности, и та сексуальная революция, о которой столько трубили весь ХХ век, на самом деле от дефицита, от бедности – а не наоборот

мы взрослые люди и можем обсудить это серьезно

художник скрывает; женщина скрывает, для этого служит одежда, мода и пр.; раскрытие – всегда слабость, так роза полностью раскрывается, чтобы опасть; и обнажение женщины, разгул секса – именно от слабости, и теперь уже они идут на любые ухищрения, чтобы просто получить мужчину

тут не до игры, не до эроса; и чем более обнажены, чем сильнее это стремление, тем мужчины чаще отстраняются, у нас в моде голубые браки, куда ж дальше… и эти ребята ничего почти не теряют, настолько стала низкой культура эротики, а проще: потеряли женщину

как и многое другое

и поэтому разгул порно, совершенный цинизм соседствует с крайним ригоризмом: девочке в 14 лет ничего нельзя, через два года все можно – и что толку, ведь она ничего не умеет и не знает, кроме порно-сайтов, никакого реального воспитания не прошла

она и представляет собой такую вот тушу, прошу прощения – и это в лучшем случае – из этого мяса будут готовить вполне стандартную fast-food, а что еще…

С. Дали. Незримые лев, конь и спящая женщина

вспоминаю эпизод из мемуаров Казановы, когда он сидит перед камином напротив невинной девушки, вдали от компании, обнажает член и кончает – так сказать, практический и наглядный урок эротизма; далее не следует никакого совращения, просто момент эротики – стыд, содрогание, открытие, смех…

в наше раскованное время любой человек скажет вам, что это мерзость; потому что мы свято храним наших девушек в полном неведении о этой постыдной сфере жизни, ведем себя так, словно мы никогда и не знали секса, полное сокрытие – а рядом порно

понимаете, это две крайности, а между ними пустота!

а должно все быть наоборот: приоткрытие, воспитание, образование, практическое руководство, развитие чувств… вы думали когда-нибудь о миллионах несчастных женщин – именно потому что они ничего не понимают в эротике, ничего не умеют, простых вещей никогда не делали – и не получили от жизни вообще никакого высокого наслаждения, потому как даже если инстинкт и сделал свое, известно, что делает инстинкт…

и я вижу у Дали эту горечь и некую стену между ним и женщиной, и отсюда такая привязанность к Гала, которая не отличалась верностью, однако, видимо, хорошо знала указанное древнее искусство…

мы и сегодня мыслим так же, а причина в том, что эротика – часть высокой культуры, которую современный человек начисто утерял; вот он и пробавляется в лучшем случае беспорядочным сексом, который не приносит даже настоящего удовлетворения

и прочно связывает всю эту сферу с пошлостью, для нас давно уже все «ниже пояса» – пошлость, и об этом не говорят в приличном обществе; это просто глупость, могу заметить, и ужасная бедность, неразвитость чувств; при отсутствии которых человек и попадает в самую настоящую пошлость

так что вывод все тот же: кризис культуры, непонимание настоящего искусства, настоящих чувств, человеческих ценностей, себя, своих вкусов и устремлений – и ниже пояса, и выше, и любых иных —  приводит к ужасающей плоскости, бедности, а вот следствия этой бедности поистине ужасающие

и речь не только о одиночестве женщины; откуда, вы полагаете, столько здоровых и сильных молодых парней, которые с такой готовностью берут в руки взрывчатку или автомат?..

20 февраля 2020

Показать статьи на
схожую тему: