Вазы

Миф – это не только смысл. И чтобы почувствовать мифологию, войти внутрь этой стихии, надо смотреть, слушать, нужно много информации… Нужно начать восхищаться этой пластикой, надгробиями в Афинском музее, изяществом поз, музыкой жестов – и черно-красными вазами ранних веков, на которых запечатлены так изящно, по-домашнему¸ так рельефно и ясно грехи и подвиги богов и героев…

 

Кора

Плутон предлагает Коре дары земли
в тонких пальцах она задумчиво держит брошь
одежда ее в беспорядке –
словно тут света нет, все равно ничего не поймешь –
и чаша в руке у бога тверда: вкушай и ерунды не мели –
задумчиво смотрит Кора – и смотрит мимо
– ведь брошь хороша, да больно охота на свет:
прошуршать складками хламиды по мраморным ступеням дворца
(с другой стороны, всегда лучше где? –
там, где нас нет:
Кора помнит и свары, и битвы вкруг божественного отца)

Плутон пьет вино и глядит на нее в упор,
будто знает бессмыслицу земных дорог
«…брось мечтать о земных ристалищах, ибо тут твой дом и очаг;
ограничение, моя Кора, величайшее из благ:
освобождает несчастных смертных
от лишних мечтаний, тревог –
вот величайший выбор, который совершает жена:
ей суждено отказаться
от пустейшей свободы своей,
мир обретя в супруге, сбросить страстей бремена
ибо, скажи, что, кроме груза и грязи,
в клубящихся змеях страстей?»


Пробежка по камням

Я на берегу океана, и свежий ветер дует мне в лицо, и я, юный бездельник, бегу по прибрежным скалам, вековым исполинам, перескакивая с камня на камень, и читаю вечные письмена, смеясь, шутя, перемигиваясь с богами, будто они действительно до сих пор сидят на своей горе и пьют светлое ликийское вино.

Что такое миф? Он увековечивает некое человеческое устремление, мечту, и в каждую эпоху люди обновляют мифы, основные свои устремления, которых не могут реализовать, но без которых они перестанут быть людьми — и в этом великая охранительная и утверждающая сила мифа. Однако есть мифы полные и настоящие — как мифы о Икаре, Геракле или Фаэтоне, — которые действительно подымают человека над пошлостью жизни, а есть псевдомифы, мифы ложные, которые именно опускают человека в эту пошлость и плоскость, пропагандируя чушь и заставляя забыть о своем великом духовном предназначении.

Соотношение между ними примерно 1-10, и, наверное, были эпохи реализма, когда мифологизация сокращалась, а были эпохи безудержной мифологизации, когда реальные элементы вообще исчезали из жизни людей. Ими овладевали мистика, поэтическая, романтическая или экспансионистская экзальтация — всего не перечислишь. Но мы в России хорошо знаем эту тему…

Миф открывает огромный смысловой горизонт. Но я не сразу иду к мифу – я брожу по старым камням, по старым страницам: ощущаю этот несравненный жар Гомера, высоту его напева, изящество Овидия, собираю крохи древней иронии, скрытой стенами веков…

 

Полиид

Полиид попался на том, что был поэтом и прорицателем и нашел верный эпитет для трехцветной коровы, то есть показал причастность к таинствам; за что Минос и заставил его искать тело своего умершего сына Главка – а тот умер, упав в бочку с медом, весьма точная метафора детства, — но Минос на этом не успокоился: он посадил Полиида в темницу вместе с телом сына, заставив его оживить Главка.

Змея подползла к телу, и Полиид убил ее камнем, тогда явилась вторая и принесла травы, которыми облепила тело первой змеи, и та ожила. Полиид то же самое сделал над телом Главка, с тем же результатом. Часто эти абсурдные истории кажутся совершенно бессмысленными, но не надо спешить…

Мудрец вечно учится у природы, у людей… И тут понимаем эту сказочку как миф о педагоге, потому что оживить тут и значит: обучить, раскрыть глаза, вырвать из медового неведения детства, это к тому же узник, который не выбирает, именно учитель, который должен учить всех подряд, наша ситуация; и он использует силы природы…

Однако это еще не конец: Минос заставил Полиида научить Главка искусству прорицания, иначе не отпускал его с Крита. Тот научил мальчика этому искусству, но перед отплытием с Крита заставил его сказать «тьфу» ему в рот – и Главк тотчас забыл все, чему его научили.

Мне кажется, в этом мифе сокрыта огромная мудрость…

 

Дионис

Поучительная история Семелы, которая разделила ложе с Зевсом и, обманутая Герой, попросила бога прийти к ней в брачном наряде – отчего и погибла, поскольку смертные не могут равняться богам, — эта история — первое звено саги Диониса, которого и родила Семела перед смертью, а Зевс зашил в бедро, выхватив из пламени. Очень живописный миф.

В нем запечатлена измена, с которой Гера никогда не примирилась: поражала безумием его кормилиц, самого его Зевс превращал в козленка, а потом все города прогоняли Диониса, потому как за ним шли нимфы, сатиры и прочее непотребство, связанное с виноградной лозой…

Безумие было в нем самом, оно губило тех, кто принимал его; но не принять Диониса было еще опаснее: тирренские пираты хотели продать его в рабство, и он превратил мачты в змей, а пираты стали прыгать в море и превратились в дельфинов. Так Дионис заставил людей признать себя богом.

В сущности, история о страсти, которая все время должна доказывать свое законное право на земле, где людям очень понравился разум и они не желают признать простую мысль о ненадежности разума, иррациональности мировой жизни, в которой, оказывается, можно найти еще много интересного…

Этой историей надо заняться подробно, потому что Дионис – бог искусства, противник Аполлона, ночная страсть, оргиазм, он романтик и никогда не примирится с дневными богами и благолепием Олимпа.

 

Тиресий

Он обычно упоминается как прорицатель – я все не удосуживался прочесть историю про него самого, а она весьма поучительная. Он был сыном нимфы Харикло, однако наряду с этим он из спартанского рода. Он был лишен зрения, потому что выдал людям тайны богов – а также увидел мать – Харикло обнаженной, а та была любимицей Афины, вот богиня и прикрыла ему слишком пытливые очи, так что не могла потом по просьбе Харикло вернуть ему зрение, но зато так изощрила слух, что он стал понимать язык птиц…

Более того, Афина дала ему кизиловый посох, с которым он шествовал получше зрячих – ясная метафора высшего знания, которое ведет человека вопреки зримому и физическому миру с его законами и традициями; он увидел спаривающихся змей, ударил их посохом и превратился в женщину, а затем вновь вернулся в прежний пол.

Это именно Тиресий поведал Зевсу и Гере, что во время акта женщина испытывает наслаждение в 10 раз большее, чем мужчина, в общем, приобрел такую премудрость и опыт, что Гера была категорически против того, чтобы вернуть ему зрение; зато Зевс наградил его высшим даром прорицания.

Тут совершенно явная антитеза зрения и премудрости, и тот кто видит ближайший пейзаж, никак не может увидеть будущее, и наоборот: человеку не дано видеть все, и его путь в премудрость связан с неизбежным выбором. Прискорбный закон.

 

Алкмеон

Дочь Тиресия Манто родила Алкмеону дочь, которая стала красавицей Тисифоной. Безумный Алкмеон убил свою мать, и он никак не мог отмыться от этого греха, ему не до детей было, так что двух своих детей он отдал на воспитание в Фивы Креонту. А его жена ужасно возревновала мужа к Тисифоне и продала ее в рабство – и она попала в рабыни именно к своему отцу Алкмеону, который таким образом оказался в новом круге греха…

Его жена Каллироя изменяла ему с Зевсом, так что тут обижаться нечего, однако куда бы он ни являлся, всюду начиналась свара, и он обманывал всех подряд (врал, что ему нужно ожерелье матери, чтобы отдать Аполлону в святилище в Дельфах, а сам преподнес его жене), и его изгоняли, и даже когда он был наконец убит, его сыновья стали мстить за него, и была ужасная резня…

Так они полагали, что есть люди, которые несут в себе Раздор – дух Раздора – то было живое и глубокое чувство судьбы, которое мы утеряли, как и все сильные страсти и глубокие прозрения.

 

Аталанта

Дева Аталанта ни в какую не хотела выходить замуж, обожала бегать за Артемидой; она любила лук и стрелы, а не кукол и цветы; потом отец стал убеждать ее, так что она очистила участок и в полном облачении стала догонять женихов, а правило простое: тебя догнали – ты убит. Таким образом она развлекалась довольно долго, усеивая поле телами достойных юношей (больно быстро бегала).

Потом явился Меланион с золотыми яблоками, полученными от Афродиты (которой, видимо, эти игры совершенно не нравились), и он на бегу бросал эти яблоки, а простодушная дева их подбирала, и, таким образом, он спасся от ее стрел и женился на ней.

А потом однажды после охоты они забрели в храм Зевса и там занимались любовью – за что были тотчас превращены во львов рыкающих – вот и подумай, о чем это все…

1/6

1

2

3

4

5

6

3 января 2018

Показать статьи на
схожую тему:

Оглавление