ГлавнаяРоссияТайная РоссияИдеиИскание пути. В поисках ГРАДА

Искание пути. В поисках ГРАДА

Велико незнанье России посреди России. Все живет в иностранных журналах и газетах, а не в земле своей (Н. Гоголь «Выбранные места…»)

Но мы отплыли от всех берегов и пустились в открытое море в поисках Града Божьего. Немудрено, что потерпели крушение (Д. Мережковский «Больная Россия»)

Стены нового Иерусалима
На полях моей родной страны (Н. Гумилев)

 

Что грядет? Куда идет Россия? Вот поистине эпохальный вопрос…

Растерянность, уныние, отчаяние, разброд, смута, реальная война — и тут же упоение, восторг, вера в Россию, Град Божий и Третий Рим, птица-тройка, Новый Иерусалим… Странные и просто непостижимые контрасты реальности и пророчеств, фактов и ожиданий. В бедной стране, в которой разрушена экономика, образование, культура вообще умерла, а о духовности, об этике и говорить нечего, мы читаем книги Мережковского и… верим, верим в великую судьбу России!

Но какая это судьба? Нельзя ли конкретнее? На этих страницах мы пытаемся по-новому прочесть классику, увидеть в ней истину русской жизни и истории, а в классике сплошь вера — вера в великую Русь! Но если не «Третий Рим», а конкретнее, проще?..

Только ведь объяснить-то можно все, но правда заключается в том, что мы все: люди, которые управляют /и вовсе не ведают, что управляют-то они будущим Третьим Римом/; те, кто учит детей и работает на заводе; те, кто лечит людей или записывает телепрограммы; и наверняка те, кто составляет бюджет страны, — мы все говорим о величии России, однако совершенно не верим в него на деле: мы не выражаем свою веру, не пытаемся защитить ее в учебных программах или дотациях на развитие серьезных журналов. Это величие стало ПРИЗРАКОМ в современной России — страна, по которой бродит призрак величия! — и потому происходит странная и смешная вещь: вот уже пять лет говоря о величии России, мы не знаем, а как, когда и где должно хотя бы начаться это великое возрождение.

Эту мысль следует пояснить получше. Ведь ясно, что возрождение нации не может начаться в каком-то кабинете… Или даже в какой-то одной отрасли хозяйства. Помните, когда наша пресса вдруг стала свободной, все стали смеяться: вот, мол, одна пресса в России возродилась и сама собой наслаждается… Значит, такое возрождение должно сразу начаться везде?

Должно пробудить абсолютное большинство мыслящего и трудящегося населения, которое оказывается мобилизовано силой определенной идеи. А в нынешней ситуации можно понять депутатов и министров, которые не дают денег на науку или образование или издание серьезных книг. Армию селить негде, растет безработица, а о финансах и говорить нечего — что изменят книжки?! Нужно кардинальное решение, однако его не может быть, если из него исключены целые области нравственной и духовной жизни нации. Не настало в России время созидания, и разрушение продолжается, захватывая все новые секторы…

Сейчас у нас действительно никакой отдельный процесс ничего не может изменить, а это и есть формула застоя. Человек ощущает бессмысленность своих усилий которые ничего не могут изменить, и потому ни один из элементов системы не может действовать эффективно. Никто не верит в усилия других и в свои собственные: царит атмосфера трезвого цинизма. Это порочный круг: только успех, начало реального движения может подвигнуть людей на действие, усилие, однако нужны мощные усилия ради успеха. В чем же выход?

***

Когда человек сталкивается с безнадежным вопросом, не стоит сразу драматизировать ситуацию. В конце концов, все в природе разрешается так или иначе. Стоит посмотреть спокойно вокруг, и решение придет. Когда я сегодня сидел, рассеянно глядя в телевизор, вдруг наткнулся на интересные факты. Самки акул откладывают икринки на водоросли. Этих икринок тысячи. Крокодилы откладывают яйца в песок — их десятки; курица — как читателю, безусловно, известно, — может откладывать по яйцу в день. Каждая тварь воспроизводится согласно закону природы, и если бы некая безумная курица решила бы вдруг произвести 30 яиц в день и повесить их на березу, вероятно, весь скотный двор умер бы от хохота…

Но ведь и каждая страна, каждый народ живут в неком духовном укладе, т.е. той сумме оптимальных условий, в которых народ спокойно работает и существует, верит в будущее и готов защищать свою страну и веру. То, что хорошо для Америки, плохо для России! В немецких и американских гимназиях и школах проходят предмет «Искусство»: там и в голову не придет никому разбирать стихи по строчкам, вчитываться, открывая в глубинах текста великие тайны. И вовсе не потому, что немецкие или американские учителя ограниченны и не понимают текста: просто, нет такой потребности, другая духовная модель…

Так что если вы, г-да, решили искать Град, так ищите Град, а не дешевые машины и колбасу! Град — понимаете ли вы, что это такое!?.. Так блистает преображенный Христос, так трубят ангелы в раю. Вот в том-то и дело, что понять это, вообразить это трудно — труднее, чем повторять слова… Мы знаем опыт Германии, опыт Японии — а вот о Граде знаем так мало!

Но мы не в Японии и не в Германии! Великие пророки земли русской учили нас не о конвейерном производстве и демонополизации, а о Граде Божьем, высшем духовном предназначении России. Теперь же, треща на каждом шагу о «нашем пути», никто почему-то не желает поделиться конкретными идеями, потому что трудно выговариваются эти слова — слова о Граде; трудно преодолеть всемирные штампы и заявить во весь голос: у нас, у русских, свой путь, и мы знаем, каков этот путь, знаем, что нам не дано построить великую экономику или совершенную политическую систему. Мы завидуем вам, мы уважаем вас, американцы, но мы строим иное.

Да, шарахаясь от приватизации к регулированию, от демократии к, извините, либеральным демократам, мы снова чувствуем что все это не то. Сотни программ, все критикуют всех, обвинения в неграмотности — и верно, мы тут все не в своей тарелке. И речь ведь не о вреде экономизма. Экономика и правильные товарно-денежные отношения — это то, без чего не может сегодня жить ни одна страна, какой бы духовной она ни была. Я говорю тут о главном, о пафосе, о том, что придаст духовный импульс, без чего невозможно никакое движение в России.

 

У Гоголя находим огромное количество прекрасных мыслей, особенно в его «Выбранных местах…» Вот, он рассуждает об абстрактности будущего.

Будущее висит у нас у всех точно на воздухе —

люди мечтают, хвалят будущее, но никто его конкретно не понимает, не видит, не ведает, как приблизить.

Позабыли все, что пути и дороги к этому светлому будущему скрыты именно в этом темном и запутанном настоящем, которого никто не хочет узнавать…

Вот мысль, которую мы тут пытались развить. Никто у нас теперь конкретно не работает для будущего сегодня, не взращивает его в недрах настоящего. Более того, мы циничны и насмешливы: настоящее, его идеи, лидеры — все те силы, которые объявляют себя силами во имя будущего, — все это вызывает нашу иронию.

Однако сегодняшний цинизм — это завтрашняя разруха. Именно те идеи, верования, духовные ценности, которые мы осознали и приняли сегодня, станут движущими силами развития России завтра. Ты веришь сегодня в очищение? Завтра очистишься. Ты веришь в Бога? Завтра Он дарует тебе искомое. У тебя есть идеал? Завтра он станет реальностью. У тебя есть план реформы? Завтра он провалится — в очередной раз.

***

Возьмем для уже совсем конкретного примера два явления: нашу общественную духовную жизнь и образование. О бездуховности русской интеллигенции писали многие великие наши мыслители, и тут нет нужны повторять, тем более снова анализировать это прискорбное явление. Да, духовная жизнь ее весьма поверхностна. Смеются над министрами в церкви, а сами туда никогда и не заглядывали. Русскую духовную культуру ассоциируют с иконами — причем, дорогими, т.е. теми, про которые специально говорят, что они древние и чего-то стоят. «Мы великая страна, у нас великие духовные ценности, — да и вообще Россия, сверхдержава!» Все оканчивается именно этим — стратегическим фактором… Поговорите с любым таким мыслителем, и он начнет, конечно, с Рублева и Пушкина, но обязательно придет к этому вздыманию бровей и трехмиллионной армии.

Я считаю, что мир это не когда не стреляют; мир — это когда каждая страна идет своим путем, Богом ей данным, и потому идет нормальное, естественное развитие. Как только страна теряет свою дорогу, свое естество, она становится опасна для других стран. Россия — Третий Рим, т.е. некий духовный центр, средоточие духовной жизни. Это не угроза, а гарантия мира.

А во внутренней нашей жизни чем скорее интеллигенция поймет это предназначение — страны, твоего рода, твое личное, — проникнется этими русскими идеями, тем скорее начнется единственно возможное для страны развитие. Россия никогда не будет развиваться, народ ее не приложит максимальных усилий — а без них не выбраться теперь, — во имя вещественного, материального, — только во имя духовного. Это в крови. Это поняли даже большевики, ведь наша борьба с разрухой — плод именно верно найденных лозунгов. Пусть эта цель, весь этот коммунизм был ложью, псевдодуховной целью, — все же в этой мечте были духовные элементы. И как только будет сформулирована новая реальная духовная цель, народ осуществит любые задачи.

 

Образование — важнейшая область, ведь именно тут закладывается мировоззрение будущих граждан. Но мы видим, что в нем ничего не меняется. Робко выкинули из программы Фадеева, а Шолохова оставили: все еще поднимают целину-матушку… Грохочет на уроках пролетарский поэт, вселяя в робких учениц сомнение в существовании русской грамматики. Но нельзя же ставить на одну доску /т.е. признавать в одинаковой мере ценными, нужными, формирующими современное мировоззрение/ Шолохова и Блока, Горького и Гумилева! Не говоря уже о десятках гениев, которых просто выкинули за борт и забыли! Ах, богатая страна Россия!

И нам следует попытаться разорвать этот замкнутый круг тупого молчания. Не нами, кстати говоря, выдуманный. Вон, Мережковский еще писал о русской интеллигенции, что «у нее безбожие не безбожие, а безмолвие о Боге». И преодолеть этот заговор молчания о главном — вот задача русских мыслящих людей: заговорить об этом, написать книги, научить этому наших детей.

 

Я знаю, город будет!

воскликнул Маяковский. А я знаю, что города не будет. Я знаю, что будет — Град! И между этими двумя понятиями — океан. И чтобы переплыть его, переплыть от лагерного совкового муравейника к сияющему духовному Граду, надо немного: поглубже читать книги, почаще думать о главном, найти в себе веру в Бога, веру в Россию. И поменьше верить в эти их «реформы». Это не те светильники, о которых говорит Иисус в своей притче. Потому что нельзя реформировать пустоту.

В.Б. Левитов
12 ноября 2018

Показать статьи на
схожую тему:

Оглавление