ГлавнаяРоссияРоберт Фальк

Роберт Фальк

Фальк – наследник Сезанна, это уже не оспоришь; во все периоды своей жизни он отчасти кубист, да кстати и творческая его биография связана более с Францией, чем с совком…

тем не менее, он один из «бубновых валетов», людей русского авангарда, который был разом, одним ударом смят и уничтожен – что не могло не сказаться на его творческой эволюции

Р. Фальк. Пейзаж с камнями

прозрачный, мягкий стиль, кубизм в глубине, в акварелях он вовсе исчезает; мягкие, в дымке, парижские крыши, акварели очень органичные и лиричные, особый стиль мастера, находящегося на пике культуры

люди в те времена еще много знали, да мало могли

натюрморты кажутся случайными, не производят впечатления; иногда в них школярская композиция, случайные предметы и значения, да это вообще свойство умирающего жанра…

вдруг показался такой вот, с бидоном, который угрожающе застыл над миской с этими зелеными грушами… «мерещится мне всюду драма!» — а зачем иначе писать натюрморты?..

он любит красный цвет, что настораживает; в этом – очень хороший локальный цвет, все пронизано теплом, отчего этот бидон торчит еще более страшно, да и композиция вся скошена, не даром так…

Р. Фальк. Натюрморт с бидоном

у него много чисто кубистических портретов в реальном интерьере, кажутся для него случайными, дробить фигуру уже тогда каждый студент умел хоть куда – неинтересно

однако в каждом он показывает себя зрелым мастером, умеет писать — для совка, чудо и редкость

Р. Фальк. Негр

поэзия бывает разной

я вдруг подумал вот о чем… романтическая поэзия, или символизм (немного различий по сути) – это же бегство, бунт; в настоящей лирике всегда заложено зерно бегства, бунта, это фуга

такая поэзия звучит на обломках, на развалинах и воспевает руины; ей нравятся скалы и ущелья, она ищет гибели, выпрастывая последние цветы среди наступающего мрака прагматичного мира

с этой точки, поэзия всяких золотых веков не играла почти никакой роли, воспевание прекрасных дам было, собственно говоря, личным делом; а вот с наступлением действительно опасных времен, железного века, лирика вдруг стала жизненно важна для миллионов людей!

потому что настоящая лирика кричит о возможности жизни, любви и свободы, и она актуальна именно в сгущающемся мраке – тут поэт ощущает себя нужным, он трибун жизни

ну, что-то такое случилось и с Фальком, который в своей живописи был настоящим лириком – в противовес известному идиотизму совковой иконографии и догматики

и это, конечно, надо учитывать при оценке его творчества

далее, сам его метод

Р. Фальк. Весна в Крыму

каждый художник имеет некую основу – свое воспитание, учение, кому наследует, что развивает, во что верит; повторяю – это основа, и он может писать по-разному, но это все равно вылезет

и когда мы пытаемся дать понятие о его стиле, это очень важно, и особенно если делать безумную попытку найти в совке таланты – а они все-таки там были, — вы сразу сталкиваетесь с хаосом, смешением, и трудно вычленить эту основу

в основе своей – он все-таки реалист; у него все в порядке с колоритом, идеальное чувство цвета, которым он не злоупотребляет, однако на периферии его композиций вы сразу найдете реализм, словно художник помечтал, выписывая эти лепечущие цветущие кроны, а потом опустился на землю

трудные были времена для настоящего искусства

Р. Фальк. Пейзаж с осликом

вообще, тут надо еще учитывать саму атмосферу, кто смотрел на эти картины (если представлялась такая возможность), ведь свободы никакой, опасность на каждом шагу – в таких условиях искусство просто перестает дышать

может, поэтому в этом искусстве трудно искать иносказания

помню, Д. Журавлев показывал мне свою коллекцию, и там были два рисунка Фалька – те самые парижские крыши и мимоза; актер рассказал, что художник позволил ему выбирать из папки акварели; так вот, меня поразила эта мимоза – она была еле заметна, словно растворялась в воздухе

умирала, словно поэзия, сама живая свободная жизнь в этом странном государстве…

 

на картине «Источник» мы видим прекрасную работу – верещагинская традиция мягкого письма – очень пластичная композиция, это красное пятно, и пр. – но что это за источник? – чего? – или просто как написано: источник такой-то?..

  Р. Фальк. Источник

одна из самых знаменитых его работ (ранняя), чем так притянула? – непонятно: эта дикая красная мебель – что она, символ? – не осуждаю, чего не понимаю

Р. Фальк. Красная мебель

В.Б. Левитов
26 декабря 2020

Показать статьи на
схожую тему: