Гений

Моцарт

Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство —
Две вещи несовместные. Не правда ль?

Cальери

Ты думаешь?
(Бросает яд в стакан Моцарта)
Ну, пей же

 

в этом апофеозе маленькой трагедии странный ход

Сальери безмерно ценит Моцарта; в пушкинской сюжетной схеме, ревнует, завидует ему смертельно, потому что понимает ясно: Моцарт – чистый гений

он собственно какое-то неземное сознанье, он случайно «залетел» сюда и возбудил в нас «бескрылые желанья», и для земной грешной жизни – бесполезен, все равно его музыка тут ничего не изменит

и тем не менее, он тоже хотел бы быть таким гением, он ненавидит, ревнует – и одновременно любуется и уважает такой божественный дар; и в реплике гения они объединены

Гений – как ты да я…

Моцарт формулирует закон гениальности как блага, и гений, безусловно, не способен на убийство – тем самым он сразу низвергает себя в разряд простых смертных с их вечной возней зависти и злобы…

и в этот именно момент Сальери бросает яд!..

но так не должно быть! – он мог бы сделать это – в композиции сцены – до реплики Моцарта, но не сразу после нее! – а так он как бы сразу собственной волей низвергается в ад!

почему написано именно так?

 

во-первых, почему же

Гений и злодейство —
Две вещи несовместные..?

так ли это?

ведь вот, Достоевский написал героя, который утверждал, что гений именно и может пойти на злодейство, ежели оно нужно для его великого, общечеловеческого дела

ведь он выше и вне всей этой кутерьмы, у него высшая задача, и во имя нее можно «преступить» некие человеческие – такие несовершенные – законы; этот герой полагал, что именно таким – мирским же – образом можно преобразовать мир сей

и потом он понимает, что есть в этом мире иные силы, иной порыв и т.д.

 

что есть зло? – вот какой непростой вопрос решает тут Пушкин, и меня лично изумляет тот лаконизм и простота, с которыми он тут разобрался в проблеме

подвижники наши учили, что зло есть небытие, может и верно, только оно существует и действует, и может, тут надо несколько уточнить понятие; что Пушкин и делает: зло есть обычное состояние мира

мир как он есть, собственно, без творческого усилия человека, без веры, без духовного порыва, без гения, который вносит в мир свет, — такой мир и есть зло, и простодушный Сальери – дитя этого мира зла

гений и злодейство несовместны именно поэтому: гений — дитя света, возвышенный поэт, его высокий дух устремлен к Творцу, и сам он дитя Творца, и только так – в духовном порыве творчества – может человек оторваться от мира зла – от зла

Ты думаешь?

Сальери готов отравить «друга»

он от мира сего и действует соответственно; однако гений ставит его в критическую ситуацию: именно в момент решимости, когда он готов на преступление, Моцарт говорит свою фразу о гении и злодействе – как быть?!

он вышел на обрыв, и теперь перед ним дилемма: пасть или возвыситься и раскаяться – и тем самым конечно же не стать разом гением, но все же быть частью этого блистательного, возвышенного мира, Божьего мира

однако он от мира сего, он дитя зависти, злобы, пошлости, он в этот момент как раз и осознает: не в силах отказаться, не знает раскаянья и нищету духа, не способен к возвышенной любви: Моцарт подвел его к обрыву и Сальери летит вниз – и плачет о своем падении, о своем гнусном ничтожестве, в котором теперь уже нет никакого сомнения

и в последнем гениальном эпизоде светлый гений играет свой собственный Реквием под слезы злодея…

на самом деле тут и правда трагедия, и сама мысль Пушкина гораздо тяжелее и мрачнее: гений и мир не совместимы, и он это пронзительно ясно понимает – и знает свою судьбу…

 

с этой позиции, мне совершенно иначе видится пушкинская лирика

вообще, этот поэт оказывается гораздо глубже, чем полагали многие; просто, мысль его и тоска его укрыты за блестящими стихами, но прорываются все время; поэт в этой лирике создает как бы особый мир, совершенно не похожий на обыденный

эти дружба, нежность, фривольность, игра, миф, легкие грехи, минутные увлечения и раскаянья, и грусть, и высокие эмоции – нечто совершенно отличное от кишиневского армейского быта с его своеобразным гусарским юмором, не говоря уже о высокосветских делах…

поэт создает бытие – он не может существовать иначе: задыхается в маскараде

для иллюстрации – «Портрет Аполлинера» работы ди Кирико, ибо тема вечная и никогда не умрет

Дж. де Кирико. Портрет Аполлинера

13 апреля 2020

Показать статьи на
схожую тему: