Идея

разумеется, всем скептикам задают один и тот же вопрос, выдвигают одно и то же обвинение; ну, конечно, я все понял: вы, мол, все критикуете, а подите-ка предложите нечто новое, спасение, средство, которое могло бы решить все проблемы! дайте идею!

замечательно!

в том-то и дело, мадам, что существующая аморфная реальность и не приемлет никаких решений и вообще никаких идей; это как кричать, сидя с головой в болоте, можете попробовать…

но я попробую все-таки

 

известный уже нам Г.М. Маклюэн пишет в книге «Галактика Гуттенберга»:

Интериоризация технологии фонетического алфавита перемещает человека из магического мира звука в нейтральный визуальный мир

очень точно выражено: из мира, в котором существует сакральная власть, которая одна может дать спасение (почему-то никогда не дает), обещания и утопии, божки местного пошиба и пр. – в мир закона и нормы, дисциплины и порядка

и ниже:

Лишь фонетический алфавит с его абстрагированием значения от звука и переводом звука в визуальный код создает условия для трансформации человека

в отличие от иероглифического письма, письмо на основе алфавита доступно и развивает определенные качества; в отличие от устной культуры, оно устанавливает совершенно иной порядок делопроизводства, формирует иное сознание

в России устная культура слишком задержалась; те греки, которые явились и внесли элементы письменности в деловую и придворную жизнь, оказались на периферии и не играли заметной роли

царь или начальник, или боярин отдавали приказы устно; скрытность, распри, вражда и шпионство не содействовали ведению каких-то журналов или отчетов

вообще, в скобках: вертикаль – штука чисто устная, простая; решение принято, передано – пошли исполнять, а потом пишут документы, отчеты, расчеты и прочую ерунду, все равно никто не читает… в общем, потом и концов не найдешь, а каково же было настоящее решение?..

а в Европе все немного иначе, и там эта традиция очень древняя; уже в Греции, пишет Маклюэн, алфавит стал основой динамичного развития письменности

Линейное, алфавитное письмо сделало возможным изобретение «грамматик» мысли и науки древними греками

это особое мышление, которое оперирует не образами и общими категориями, а развивает конкретные грамматики – то есть, системы мышления, доказательств, аргументации, делопроизводства, устанавливая незыблемый порядок жизни

 

короткое отступление, для иллюстрации

вот, он пишет о «грамматике науки», мне очень понравилось это выражение; действительно, тут ведь какая-то система отношений, перечень необходимых условий, векторы, цели, дефиниции, опыт…

я видел, как в голландской школе ученик пишет сочинение для проекта; он не переписывает автоматически известное; он не указывает в библиографии авторов, которых сроду не читал; его задача другая: найти формулу решения ситуации, убедить своих товарищей, что она верная

поэтому он использует только необходимую информацию (которую, кстати говоря, он умеет искать, синтезировать, сокращать и пр.) и, главное, выстраивает систему аргументов в защиту своей гипотезы – это соревнование, научный диспут, он увлекает…

ну, вы понимаете, что я напишу дальше: возьмите любую нашу кандидатскую диссертацию и в сотый раз изумитесь этой бессмысленной трате времени и сил для создания совершенно никому не нужного и с научной точки зрения нулевого экзерсиса; который сделан по единой форме, стандартно, там даже язык везде одинаковый, с единственной целью: получить корочку, которая на самом деле абсолютно ничего не значит, и все это совершенно ясно осознают – классическая нелепая профанация

 

в мифе о Кадме рассказывается, как этот царь, который как раз и ввел финикийское письмо, т. е. фонетический алфавит, в Греции, посеял зубы дракона, которые дали всходы в виде вооруженных воинов; поразительный миф, и в нем в сжатом виде представлен сложный социальный процесс, растянувшийся на несколько столетий

Гарольд Иннис раскрыл этот миф (см. кн. «Империя и коммуникации») как метафору алфавитного письма, которое преобразует хаос устной жизни согласно преданию и традиции в динамичную организацию (подобную военной), развивающую энергию, инициативу, контроль и эффективное управление; такой и оказалась Европа в эпоху Возрождения на фоне Османской империи и пр. стран дописьменной культуры, и обогнала их (если хотите русский миф, так это моя любимая тема, примеры найдете ниже)

Маклюэн делает вывод:

Воздействие фонетического алфавита привело к формированию нашего западного мира

он поясняет, что только фонетический алфавит приводит к разрыву между глазом и ухом, между семантическим значением и визуальным кодом, и поэтому «только фонетическое письмо создает условия для перехода человека из племенного мира в цивилизованный и дарит ему глаз вместо уха»

любая культура иного рода может быть высокой, поэтичной, древней и пр., однако она останется племенной, дописьменной культурой, «культурой уха»; вот у нас любят мечтать о цивилизованной жизни, а сам термин «цивилизация» собственно и означает

Человека, вышедшего из племенного общества, человека, в мышлении и поведении которого определяющую роль играют визуальные ценности

эти люди могут отличаться неразвитостью и грубостью чувственного восприятия по сравнению со сверхчувствительностью представителей устных культур, признает он, однако это люди системы и порядка

Д. Каротерс высказывает следующее замечание о греках:

Теперь вербальное или математическое мышление стало единственной истиной и весь чувственный мир превратился в иллюзию, если только не считать слов, которые можно слышать или видеть 1

итак, алфавит есть основа письменности, основа мышления, которое строится как универсальная и демократическая система знаков, понятий, законов, установок, правил; последовательно проведенное обучение письму дает вам сформированное сознание, способное воспринять, понять и реализовать стандартные процедуры и приказы

 

небольшое пояснение

когда я говорю о доступности алфавита, имею в виду, конечно, не только систему букв – это понятно, — речь идет о ясной системе понятий, о грамматике, которая лежит в основе любого дела, мышления, общения, обсуждения

ее можно изучить в школе и на равных правах использовать в жизни; возьмите Китай, например, или Японию, и вы увидите, что иероглифы не подвластны всем, но лишь очень образованным лицам, которые и могут занять должности или выдвигать идеи; говорят, такая система замедляла развитие

а что такое наша жизнь «по понятиям»? – так это те же самые иероглифы, которые – но уже не по критериям культуры или образования, а по иным, увы, — доступны одним и совершенно закрыты для прочего населения, которое будет болтаться вокруг да подбирать объедки – обидно, однако! – и снова: совершенно не способствует прогрессу

ничем не отличается от племени мамбу или современного Габона, где собралась кучка, сговорились и оттяпали стадо или территорию, результат – война на уничтожение, нищета и пр. прелести, которыми полны сводки новостей

все это прелести дописьменных культур

 

для европейца, бумага — это документ, это закон; она не составляется просто так, она не меняется каждый год, она освящена многовековой традицией и является частью великого кодекса сложной социальной системы, и никому не приходит в голову запросто нарушать этот кодекс

если совсем просто, это единый язык, на котором они говорят (вне зависимости от собственно национального языка), и на нем каждый может выразить свое отношение или желание; реализовать свои права; это основа, первичный материал жизни, нет ничего первичнее и важнее, и никакой президент не может мне запретить высказаться

а вы попробуйте в России, например, выразить новую идею или провести проект; вас остановят на первом шаге! – потому что документ, идея, энергия и воля предпринимателя не имеют никакой власти: несколько устных перебранок, и вас повернут вспять

ничего никому невозможно доказать, весь процесс принятия решений вырождается в бесконечные дискуссии и бесплодные споры – либо дело решается известным способом, самым устным на свете, порождая неуверенность и скепсис, и что-то не хочется тут снова деньги вкладывать…

поэтому на вопрос, что надо сделать, чтобы начать преобразование России, ответ пугающе прост: нужно изучать алфавит

 

разумеется, все не так предельно просто; это формула, но у нее есть конкретное значение; я могу набросать некоторые первоочередные задачи на этом непростом пути — не программа, просто для иллюстрации идеи:

— начальное воспитание детей в духе порядка и дисциплины; меньше письма, больше развивать мышление (письмо не должно стать механической привычкой – о, эти знаменитые школьные диктанты)

— упор на анализ текста, вдумчивое письмо (тот самый основной предмет английских школ «Reading Power», недаром у нас его забыли ввести)

— серьезное обучение чтению и письму, элементы аналитического чтения; разные виды письма, тут особая культура…

— отмена единого экзамена; возвращение сочинений как серьезной работы, требующей подготовки, совместной работы, обсуждения и пр.

— введение контроля документации, включая юридические, финансовые, статистические, прогностические и др. документы; нужна культура документа (лаконизм, дело, смысл, цель)

— решительное пресечение потока лишних бумаг, полная ответственность за каждый документ — и за его исполнение

— обязательное рассмотрение проектов, текстов, патентов, заявок во всех сферах – от театра до корпорации

— исключение устных договоров и сделок, они вне закона; контроль форм договоров, приведение их к международным стандартам

— резкое повышение требований к выпускникам вузов

— введение в учебные программы вузов таких предметов, как аналитическое чтение, искусство чтения, стилистика, анализ текста, логика и др.

— формализация всех операций менеджмента, повышение дисциплины

— резкое расширение требований к научной, юридической, учебной и др. информации; обязательное формирование информационных центров, аналитических и фактологических баз данных

— повышение ответственности за слово – прогнозы, проекты, публикации в прессе и др.

— создание психологических условий для перехода к настоящей письменной культуре и т.д., и т.д.

 

подобные структурные и организационные меры должны сопровождаться полным пересмотром самой типологии и значимости документации; скажем, актуально введение принципа стимулирующего документа, который имеет законный приоритет перед запрещающими

вы ввозите технологию – вообще не платите; вывозите капитал – платите хорошо; вводится принцип одного документа, каждая подсистема – пирамида (один документ для получения лицензии, два – разъясняющих, три – для суда и т.п.)

все это даст резкое сокращение количества чиновников, и тут будут неизбежны чистки – заслужили; следует применять принцип амнистии: нельзя судить дикарей с позиции письменной культуры; ну а подкуп контролеров нелепость, потому что это боги новой системы документации, где каждая бумага – святыня

и нашему смелому реформатору надо понять главное: это акт культуры, а не экономики, и обучение, воспитание идет впереди (в том числе буквально по времени — лет на двадцать): аналитическое чтение в юридических вузах гораздо важнее чистки в судах

это будет новое поколение в-праве-мыслящих вместо право (дурно) знающих, экономически мыслящих вместо просто считающих выгоду, философски мыслящих вместо цитирующих и т.д. – все это программа воспитания национального сознания

это и есть развитие принципа «глаз вместо уха», обучение логике рассуждения и закона, договора и компромисса, разрешения и запрета

в любой европейской стране это и называется: знать алфавит; и когда судья посылает по инстанции свой приговор, он сто раз подумает, какой ответ он оттуда получит, тем более что копию имеет офис контроля документации…

это и есть те воины, которые взошли из зубов дракона: вы просто напишите свой приговор вот этими буковками, а мы его прочтем; и я почему-то совершенно уверен, что в современной России мы бы не пропустили ни одного!

 

невозможно?! – вот тут вы правы!

кстати, это еще одна хитрость любой хорошей реформы: вы должны создать именно обстановку невозможности, невыносимую среду – подобно тому как вы создаете такую среду для клопов или тараканов; иначе ничего не сдвинется с места

всякие там посадки, кары, костры, казни… это все из любимого нашего Средневековья, из привычного царства устной культуры; ну, вы же не будете гоняться за каждым тараканом по кухне, не так ли?

а дело это обязательно сдвинется, просто наверняка – только вот будет очень плохо, если такую обстановку создаст сама жизнь или, скажем, уже: внезапная неприятная ситуация с ценами на нефть; потому что сегодня-то время есть – но оно не бесконечно

да к тому же, такая реформа… ну, это вам не нынешние дурки с целью грубого распила бюджета, тут новая культура, объединение нации, тут понятие некого достоинства, все забытые слова…

 

— А для чего это все надо? – спрашивает вялый г-н в очках, и я понимаю, что налетел на экономиста; хорошо, соглашаюсь я, давайте поговорим о экономике, потому что многие полагают, что именно она решает все проблемы; никогда еще люди не было так далеки от истины…

итак, повторю: я уверен, что сегодня в России нет никакой экономики; эту мысль я высказываю регулярно, с тем же эффектом, начиная с 1975 года; никто не слушает: полагают, что такого не может быть в природе

простое сравнение: в автомобиле много деталей и систем, но главное: мотор, трансмиссия, топливо; в экономике главные две системы: производство и обмен, я бы прибавил топливо – капиталы, иначе никуда не поедешь

ну, производство наше известно какое; мягко выражаясь, не самостоятельное; обмен, т.е. рынок, задушен гос. монополиями, еле дышит; капиталы – тут вообще грустно; если вы добываете лес и сплавляете его по-черному в Китай – это не экономика; и если вы вывозите чурки чугуна или качаете нефть – это просто экспорт, это не экономика

так работают и добывают средства дописьменные племена: схватил – удрал – спрятал; человек цивилизованный поступает иначе – не стану описывать, тут банальность, — но для этого нужен твердый закон, «окончательная бумага», и в письменной культуре коррупция очень затруднена…

только вот путь к такой бумаге очень длинный – тут я согласен – и поэтому снова ту же мысль в сотый раз: мне кажется, давно уже пора начинать


1. Я не описываю национальных характеров, но все ведь замечали некоторую холодность европейцев, строгость и сухость в делах – в отличие от нашего, родного размаха и веселья, правда, оно как правило слезами заканчивается

14 марта 2020
Оглавление