ЕГЭ на свалку

у Кристофера Вордсворта — в 1м томе его «Scholae academicae: об обучении в английских университетах XVIII века» — такая заметка:

Нам следует избавиться от современного представления о том, что учеба существует для экзаменов, а не наоборот — экзамены для учебы. Измерять экзаменами и их числом эффективность образования, да еще и прилагать эту мерку к прошлым поколениям значило бы впасть в анахронизм

прямо в точку: устная культура не подразумевает экзаменов, и в Оксфорде XVI века их не было: ты общался с педагогом и ему сдавал там что-то, а когда появилась книга (и ее стали внимательно читать с записями), тогда возникла нужда в экзаменах

объясняет, почему у нас невозможны нормальные экзамены: у нас обучение и сегодня еще – общение, в лучшем случае, никто не умеет работать с информацией, и если лектор или руководитель семинара не донес — знаний не будет вообще никаких

такая система имеет свои преимущества, и авторитет лекторов высок, но анахронизм явный; именно поэтому все эти экзамены, которые они придумывают, ничего не вносят, кроме резкого ухудшения ситуации и разрушения школы

я не представляю сегодня, каким образом я мог бы работать в гимназии, например, потому что вместо углубленного изучения предмета мне нужно будет зубрить с ними идиотские ответы на вопросы теста; прежде передо мной стояла мировоззренческая задача – теперь техническая; однако в дописьменной культуре эта вторая задача не выполнима, поэтому такие экзамены надо срочно отменить

однако этот пример показывает важную вещь – полное неуважение к собственной культуре – какая бы она ни была – неспособность учесть и использовать позитивный опыт, полная неспособность к какому-либо серьезному анализу ситуации

4 мая 2020
Оглавление