ГлавнаяПутьШкатулка. Горизонты ДАОХань Фэй. Механизм познания

Хань Фэй. Механизм познания

В книге «Хань Фэй-цзы» изложены взгляды одного из крупнейших теоретиков легистской школы — Хань Фэя (ум. в 233 г. до н.э.). Хань Фэй был ярым сторонником создания централизованного государства и укрепления власти правителя. Хань Фэй и его сторонники выступали против конфуцианских правил этикета и моральных догм, которые сковывали людей и защищали привилегии старой знати. Им Хань Фэй противопоставлял новую мораль, которая выше всего ценила интересы государства, игравшего в то время прогрессивную роль. Большое значение имела выдвинутая Хань Фэем теория поступательного, прогрессивного развития общества (Е. Синицын)

 

разъяснение (положений Лао-цзы)

Дэ — это внутреннее; полученное — это внешнее, [фраза] «Человек с высшим дэ не осуществляет добрые дела» говорит о том, что его душа не соблазняется внешним. Если душа не соблазняется внешним, то тело цело; если тело цело, это называется дэ. Таким образом, дэ — это приобретение тела

мы называем это цельностью; у китайцев, такая цельность и действие противостоят

Любое дэ оформляется посредством недеяния; создается посредством отсутствия желаний, [вызванных вещами]; становится спокойным посредством того, что не прибегают к размышлениям; делается твердым посредством того, что не прибегают к использованию. Если [осуществляются] деяния, [проявляют] желания, то для дэ нет пристанища, а раз для дэ нет пристанища, то не сохраняется целостность

приобретение дэ возможно при отсутствии желаний, нужна полная сосредоточенность на основной цели; тут интересно рассуждение о отношении начал

Если прибегают к использованию [чего-либо] и размышлениям [над чем-либо], то [дэ] не бывает твердым, а раз [дэ] не бывает твердым, то успех не достигается. Поскольку не сохраняется целостность [тела] и успех не достигается, то жизнь приобретает [собственное] дэ.

человек в борьбе с этой реальностью, и чем тверже он, тем более она уступает; он отвергает дела, советы, участие в событиях, лелеет пустоту как недеяние, тогда он «обладает пустотой»

Раз осуществляется пустота, то дэ становится [все более] совершенным; когда дэ становится все более совершенным, его называют высшим дэ. Поэтому говорится: «Человек с высшим дэ бездеятелен и в то же время деятелен»

вдруг снова поражает сравнение этой восточной метафизики с потугами западной философии стать «наукой», стать «полезной» (Брентано, Гуссерль и др.) и сравняться с химией;  тут же именно уникальность внутреннего опыта – недоказуемого и ничего общего с научным знанием не имеющего по сути своей – и подчеркивается и ценится

человек высокого духа, осененный высшей интуицией, в себе несет цельность мира – в этом его миссия и высшая польза, которую может один человек принести людям

 

суета

Обычные люди соблюдают ритуал [лишь] из-за почтения к другим людям; поэтому они то по-настоящему соблюдают его, то кое-как; благородный муж соблюдает ритуал для того, чтобы ограничить себя; для того, чтобы ограничить себя, он всеми помыслами [сосредоточен] на достижении высшего ритуала…

между мудрецом и прочим людом – непроходимая пропасть; он осознает важность начал, смысла, ритуала, порядка – людям это все равно, потому что они лишены такой пристальности и глубины; по сути, тут указание на то, что толпа вообще не придает значения ничему, даже обычным процедурам

там «светлая и темная души», «тончайшая душа» в ее смятении – описывается сложная иерархия душевных сил в этом комплексе настоящего аскета; когда аскетизм ослабевает, случается беда

Если у человека много желаний, то [его] расчеты теряют стройность. Когда расчеты теряют стройность, желаний становится больше. Когда желаний становится больше, то лукавство одерживает победу. Когда лукавство одерживает победу, [нормальный] ход дел прекращается. Когда ход дел прекращается, появляются несчастья и затруднения…

человек мыслящий рассматривается как система: у него во всем существует чувство меры, все силы его души направлены на восполнение энергии дэ; по сути дела, он живет по внутреннему закону духа

Если теряется чувство меры, то действия предпринимаются беспорядочно. Если действия предпринимаются беспорядочно, то приходят несчастья и страдания…

никакого экзистенциализма, страдание недопустимо – для нас, странным кажется это одиночество мыслителя в гармонии и покое недеяния; однако это не только он сам – он носитель Дао, и поэтому:

Вещи внутри Вселенной основываются на нем и посредством этого становятся. Любое состояние дао не есть насилие над вещами; [оно], будучи гибким и мягким, следует периодам времени; [оно] соответствует принципам. Тьма вещей получает его и посредством [этого] гибнет, получает его и посредством [этого] живет; тьма дел получает его и благодаря [этому] не приносит успехов, получает его и посредством этого свершается. Дао, [если его] сравнить [с чем-либо], подобно воде: тонущий много выпивает ее — и гибнет, мучимый жаждой в соответствующем количестве выпивает ее — и живет

поражает мощь этой интенции, которая по сути дела ведь не основывается ни на каком предании, ни на какой более или менее реальной фигуре (Бога-то нет!) – но уяснить определенные вещи нельзя – и запрещено

Дао, которое может быть выражено словами, не есть дао

 

власть и мудрец

ну вот это банальное – оказывается, известно было тысячелетия тому назад:

Если использовать людей умных и сведущих в искусстве управления, способных и сведущих в законах, то чиновники знатные и самовластные непременно окажутся вне рамок [закона]. Это значит, что умные и сведущие в законах люди и распоряжающиеся властью узурпаторы являются непримиримыми врагами

иногда поражает ясный психологизм: вот указание, которое пригодится любому нынешнему оратору – адвокату или депутату:

Трудность убеждать обычно состоит не в том, что трудно убедить [собеседника] из-за [недостатка] моих знаний; не в том, что мне трудно своими доводами сделать ясными свои мысли; не в том, что я не смею высказать все до конца из-за недостатка красноречия. Трудность убеждать обычно состоит в том, чтобы уяснить помыслы убеждаемого и суметь нацелить на них свои убеждения

отношения с властью сложны, и тут надо много опыта и манипуляций:

Задача всякого советчика состоит в том, чтобы знать, как приукрасить то, чем [государь] гордится, и прикрыть то, чего он стыдится… и т.д.

23 июня 2020

Показать статьи на
схожую тему: