Учитель Кун Фу-цзы

самый знаменитый философ Китая жил примерно около 551 – 479 г. до н.э.; его идеи обозначили самое главное, заложили основы того порядка жизни и правления, которые потом развивались на протяжение веков

сам он был странником, познал и почет, и неудачи

В пятьдесят лет я познал волю неба.

В шестьдесят лет научился отличать правду от неправды.

В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала 1.

его мудрость была велика; много максим потом передавалось из уст в уста, их разрабатывали в целые учения

Тот, кто, повторяя старое, узнает новое, может быть наставником людей.

Он прежде осуществляет задуманное, а потом уже говорит об этом.

в учении он сторонник отбора; не следует засорять ум ненужными вещами, и он сам тщательно отбирает учеников – ему трудно угодить

— Изучение неправильных взглядов вредно.

он противник сравнений, когда дело касается как философов, так и просто мыслящих людей: каждый из них – это целый мир, и как же вы сможете его разом оценить или сравнить?

— Благородный муж не соперничает ни с кем, кроме тех случаев, когда он участвует в стрельбе из лука.

сторонник порядка и сознательного управления, Кун-цзы одновременно осознает относительность как человеческой воли, так и непредсказуемость судьбы; он вообще верит в судьбу, за что потом уже претерпел многие нападки противоположной стороны

— Не следует говорить о том, что уже совершено. Не следует противиться тому, что уже делается. Не следует порицать за то, что уже упущено.

восточный фатализм – самый настоящий, потому что он спокоен и уравновешен

 

главной идеей этого мудреца было человеколюбие; а проблема: как совместить порядок и человеколюбие? – ведь если наводите настоящий порядок, надо приготовиться вводить наказания и не забыть сколотить виселицы?..

поэтому тут нужна мудрость и терпение, надо понимать природу человека, которому так много дано и он так мало умеет использовать из даров Неба!

Учитель сказал:

— Только обладающий человеколюбием может любить людей и ненавидеть людей

такова природа нашей требовательности: я предъявляю к людям определенные требования, и чем далее живу, тем непримиримее мои требования – и одновременно тем глубже мое понимание человеческой природы, ну и отсюда, разумеется, понимание неосуществимости моих требований – это противоречие, от которого я вовсе не спешу избавиться

люблю в человеке одно и ненавижу другое – именно суету, пошлость, паразитизм или алчь, агрессию, хамство – все то, что мешает ему осуществиться как человек: ненависть, нетерпимость – обратная сторона любви

порядок подразумевает воспитание, а это сложная тема

— Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен книжнику (букв. человеку бумаги). После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем.

 

знание – определенная стезя в нашей жизни, есть и другие; только тот мыслитель хорош, который прошел эти стадии на жизненном пути – первоначальное знание, любовь, наслаждение

— Знающие что-либо уступают тем, кто любит что-либо; любящие что-либо уступают тем, кто наслаждается чем-либо.

поэтому и в слове философия заложено знание и любовь, это наслаждение знанием, цветущая мудрость, которая не передается, но может взрасти лишь в тебе, во мне – и будет иной… но он с этим не согласен?

Учитель сказал:

— Я передаю, но не создаю.

мудрость вечна, ее нельзя создать: философ просто выражает, в словах передает смысл – насколько это вообще возможно; и все-таки каждый идет по этому пути сам

— Того, кто не стремится к достижению знания, не следует направлять [на правильный путь]. Тому, кто не испытывает трудностей в выражении своих мыслей, не следует помогать. Того, кто не в состоянии по одному углу предмета составить представление об остальных трех, не следует учить.

параллель с Платоном, который так уважал геометрию (и примерно в те же годы!) – нужен отбор, нельзя всех учить всему (наша проблема), и настоящее знание – удел немногих

 

центром порядка он ставит ритуал

— Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторожность без ритуала приводит к боязливости; смелость без ритуала приводит к смутам; прямота без ритуала приводит к грубости.

ритуал – набор законов, норм и установок, формул и умолчаний, этика и этикет – основа обыденной жизни и управления большой страны; а начать надо с необычной процедуры:

— Необходимо начать с исправления имен.

что он имеет в виду? – видимо, чтобы ритуал был действенным, а порядок эффективным, мы должны договориться о смысле основных понятий, о нашем кредо, о нашем смысле жизни – эти имена следует выправить и установить, иначе речи людей будут как ветер

это задача аристократии, потому что народ живет по-своему

Учитель сказал:

— Народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать, почему.

так что необходима иерархия, и все ваши демократические бредни уже тогда были развенчаны вполне; при этом, аристократ духа все время в движении: он заложил эту идею вечного движения разума, которую потом развили другие

— Благородный муж движется вверх, низкий человек движется вниз.

движение вечно, никто из нас не остается в недвижимости – неплохо это усвоить иным лентяям… ну а о себе он говорит просто и с иронией:

Учитель говорил:

— Меня не использовали [на службе], поэтому я был вынужден кое-чему научиться.


1. Лунь Юй (Беседы и суждения)

28 ноября 2019

Показать статьи на
схожую тему: