Мудрец

Лао-цзы:

1 Достигая предельной пустоты, я сохраняю полный покой.

2 Возвращение к корню назову умиротворением. Это то, что зовется возвращением к судьбе.

3 Возвращение к судьбе назову постоянством.

4 Познавшего постоянство назову просветленным.

5 Не познавший постоянства творит зло и коварен. Тот, кто познал постоянство, — всеобъемлющ. Всеобъемлющий беспристрастен, беспристрастный становится государем, государь единится с Небом, Небо единится с Дао.

 

1

сегодня много тех, кто любит управлять людьми – называет их населением; в людях возбуждают страсти и вожделения, энергию, чтобы алчь облеклась в адекватную форму, чтобы приобретать, добывать, завоевывать и пр. – в этом смысл жизни, этому учат молодых

эти страсти, вожделения, неумелые попытки и наивные мечты порождают целый сонм мучений, движений, смут, бунтов; дом наполняется вещами, сознание – ненужными фактами, долгами, стеснено: потоки информации и цепи коммуникации, совершенно бессмысленные…

мудрец идет противоположным путем (это вообще хорошее правило: погляди на людей и делай наоборот, в наше время это просто идеальный принцип жизни) – он стремится освободиться от людей, вещей, обязательств, успокаивается на пути к пустоте

его сознание обретает пространство, свободно от всей этой мути, и теперь оно способно мыслить и формировать идеи и представления; оказывается, что человек просто прежде, в период роста и развития, в юности своей, не ведал ресурсы собственного сознания, своей души – а все было в нем

и теперь, познав мир вокруг, оценив его (что важно), он может наконец вернуться к себе самому, установить обстановку полного покоя, ибо ему некуда бежать, ничего не нужно, ни от кого не зависит и пр.

 

2

это состояние – уже полнота и счастье, умиротворение и гармония; и это слово имеет корнем мир – так еще непонятно пока, кто более постигает и несет в себе мир – суетливый обыватель, алчный накопитель богатств, растворенный в каждодневной беготне и связях, или мыслитель, идущий к глубинам, к корням

он ведь может более трезво оценить и этот мир, и людей, в нем мучительно скачущих, людей, по сути лишенных судьбы – ибо у них общая судьба, если это вообще можно так называть; то есть, видимо, существуют тысячи, миллионы особей, так и не встретивших свою настоящую судьбу

а у него происходит «возвращение к судьбе», т.е. он принимает собственную судьбу, которая содержится вовсе не в каких-то внешних событиях или бедах или победах – все это случайные вехи – а в нем самом, в его сознании, таинственным образом причастном к Небу

и услышать эти зовы, познать этот путь – Дао – можно лишь пройдя круги познания и умиротворения, став самим собой; Дао – не нечто безлико-непонятное, не туман философии, не абстракция праздного ума, но основа, сущее, Дао – это бытие

 

3

и вот тут важный момент всей формулы: все лучшие свойства человека – они есть во мне, но как их выявить, познать, развить, как мне их реализовать? – я не стану их вытаскивать по одному, ибо сразу попаду в пучину противоречий; есть некая неведомая мне формула их сочетания, чтобы гуманизм не противоречил вере, а любовь к человеку – требовательности и истине

но где эта формула? – как ее выразить? – она и есть судьба, т.е. мой способ мыслить, понимать, любить, верить, чувствовать, мой способ бытия, и только в этой судьбе я могу обрести постоянство, уверенность, ту самую волю к власти – обрести себя

 

4

и только твердо встав на ноги, увижу свет: все высшие истины постигают не разумом, а всем существом; свет, истина – это не валяется на дороге, но содержится в Дао, а путь к нему – через совершенство человека, через гармонию начал

человек просветленный иначе смотрит уже на мир и людей, прошлое и законы, власть и пороки, словно все освещено горним светом и предстает в своем настоящем виде; это два мира, два типа человека – это похоже на ночной пейзаж, когда на небе тучи, все черно и не видно толком ни одного дерева – и вдруг свет, и воссияла красота мира

настоящее познание возможно лишь в сознании, которое обрело постоянство начал, и парадоксальным образом именно это сознание и способно к переменам, оно мобильно, ибо не боится разрушить или утерять главное

 

5

и напротив, лишенный оснований пытается возместить, подменить их минутным, случайным, отсюда страсти и пороки; и вот важнейшая мысль о полноте, о той цельности, к которой и стремится всегда всякий мыслящий человек

и далее, «всеобъемлющий беспристрастен», именно потому что обретя это равновесие, способен судить о явлениях sine ira et studio, объективно: корень этой объективности (и самой истины) в нас, в состоянии нашего сознания, а не в каких-то внешних вещах

и такой человек возвышается и обретает авторитет, и люди невольно слушают его мнения, потому что в них звучит голос правды – и тут еще интересен обратный ход всей формулы, потому что именно такой человек не просто уже субъект, одинокая фигура в пустыне

он своим бытием, своим сознанием поддерживает и вечное начало, реализует гармонию, наполняет бытие

 

эта поразительная связность и глубина миросозерцания, так кратко и ясно выраженная современником Пифагора, — поразительна; сразу осознаешь, сколько же лишних книг издано на свете, сколько праздных слов мы рассеиваем каждый миг; как случайны наши мысли и представления и пр., и пр.

и хуже того: эти вопросы, эти главные темы давно вышли из обихода и не интересуют людей, которые полагают себя высоко образованными (у них даже есть иностранные дипломы) – черт подери, если так пойдет, человек превратится окончательно в клопа!..

потому что настоящий человек – это безусловно существо, которое стоит на грани миров: двойственность моего сознания, моей природы – самое сокровенное, самое ценное мое достояние, главное мое качество, и я всеми силами стану крепить и углублять его, постигать его

Дао пустотно, но использованием не исчерпать его — глубочайшее!.. Притупи лезвие, развяжи узлы, пригаси блеск, уподобь его пылинке. Отсутствующее! Лишь кажущееся присутствующим здесь…

он свободно перемещается между мирами, спокойно говорит о высшем, тайном, о непостижимом; это сознание, в котором используются разные системы измерения и координат для разных явлений – глубокое и развитое сознание, и сегодня поражающее этим масштабом

и что ж проку, спрошу я, если человек постиг величину космоса и структуру атома, если сумел заглянуть в микромир и измерить расстояние до планет, что толку! – если сознание его при этом уменьшалось неудержимо и стало хитрым умишком лисы?..

впрочем, это все риторические вопросы, да и все ответы давно описаны; китайский пейзаж отражает мудрость учителей – он всегда в этой дымке, которая стирает детали, конкретные черты, обращая его в пейзаж сознания; и там гармония начал, и неизменная высота, которой взыскует мудрый…

своими мягкими очертаниями он входит в сознание и долго парит там как волшебное видение

Лишь кажущееся присутствующим здесь…

27 июля 2019

Показать статьи на
схожую тему: