Модель

китайский мудрец ставит задачу организовать такую систему жизни, в которой все люди оказываются на своих местах: ван правит, чиновники выполняют волю мудрого, сами они мудры, и не только это, но вся жизнь ведется в соответствии с законами Неба

Если должная сезонность [действия пяти явлений природы] не нарушается в течение года, месяца и дня, то все злаки полностью созревают, управление страной ведется мудро, выдающиеся люди пользуются славой [и занимают чиновничьи посты], а страна пребывает в состоянии мира и спокойствия («Шу Цзин»)

этот покой, мир – главное, в основе этой модели лежит согласие и вечный покой Поднебесной

Потому-то большие и средние реки не брезгуют принимать ручейки и горные потоки, чтобы наполнить себя и тем самым быть великими. Совершенномудрый человек не уходит от дел, не нарушает [природы] вещей, поэтому он может быть образцом для Поднебесной, [собирая в себя всю ее мудрость], так же как большие и средние реки наполняются водой, вытекающей не из одного источника, как тысяча мер [зерна] состоит из многих пригоршней, как шуба правителя шьется не из одной шкурки с лапы лисы. Тогда почему же [нынешние правители] не ищут единомышленников, а выбирают и [приближают] тех, кто согласен с их личным мнением, ведь это не есть путь правителя, который придерживается всеобщей любви (Мо-цзы)

абсолютно немыслимые строки для европейца! – тут царит эта вечная небесная идиллия, которая, разумеется, нарушалась неурожаями и нашествиями, однако мудрецы все время призывают к ней вернуться; это значит, что найдена некая базовая модель жизни народа

такая модель не всегда на виду, и бывает, обстоятельства совершенно меняют внешнюю жизнь, воцаряется другая идеология или режим, сегодня вообще, впечатление, все люди живут по одной модели – но это видимость, а в глубине все равно живет эта светлая идиллия, модель работает

у древних есть наивность; когда Мо-цзы утверждает «всеобщую любовь» или учит повиноваться небу —

Как узнали, что небо придерживается всеобщей любви и приносит всем пользу? Это видно из всеобщности неба, из того, что оно всех кормит. Ныне небо не разделяет больших и малых царств, все они всего лишь ключи неба и т.д.

но мы сегодня понимаем цену такой наивности; «сказка – дурь, да в ней намек» — слова о небе наивны, однако в них сильная, глубинная вера в справедливость, в силу жизни, в тот небесный Порядок, который они обозначили и разработали и который стал живой моделью бытия

у нас бросается в глаза обратное: модели нет и никак не могут ее сформулировать (хотя все на виду и никаких тайн), и все не на своих местах, а причина в вечной зависимости от чужого, от европейских страстей и обычаев: наши правители никак не могут осознать их чуждость и вред, несмотря на трагические уроки истории

в идеологии целой страны невозможно без общей идеи, некой утопии (концепции), а она всегда кажется наивной; но в ней заложено начало того порядка, который вы строите: это может быть прагматизм, цинизм (Запад) или наивность, вера (Восток) — тут выбор

западный человек вообще живет иначе: он пребывает в суете и смятении, ловит шансы, играет с фортуной, он генетический авантюрист и конквистадор, у него в крови динамизм и захват, он человек войны, апологет техники и являет собой полную противоположность человеку Востока

этого не понимают у нас, все стремясь в Европу – туда, где их, во-первых, никто не ждет и не желает, во-вторых, что могут они там получить? – отвечаю прямо: очередную войну, которая на сей раз может оказаться последней

не могут войти в эту самую «природу вещей», осознать свое, близкое, органичное и отличить его от наносов и соблазнов; отсюда рождается и идет по всей системе нашей жизни чудовищное искажение, и все оказываются в сетях страстей, дурных влечений, все не на месте, дураки скачут по аренам без толку, а мудрые вянут на обочине жизни

а у китайцев с древности навязчивая идея о мудрых, которые активно участвуют в управлении страной (у Платона в «Государстве» та же идея — в форме невозможной утопии)

Если мудрых не наделять высоким чином, то народ не будет уважать их; если мудрым выдается небольшое жалованье, то народ не верит, что этот пост важен; если не давать им в подчинение людей, то народ не будет бояться их… (Мо-цзы)

так строится этот вечный Порядок, настоящий, естественный порядок жизни мирного народа; нарушение его ведет к разрушению модели жизни и неисчислимым бедам на всех уровнях

Если награждаются не мудрые, а наказываются не жестокие, то это не поощряет мудрых и не мешает жестоким людям. В результате у себя дома [эти люди] не почитают отца и мать, с другими людьми не поддерживают дружбы, не уважают старших в селении и не заботятся о младших и слабых. В семье отсутствуют всякие установления, а выход правителя не соответствует мере и установлениям, между мужчиной и женщиной не соблюдаются различия. Воров и грабителей посылают управлять департаментами и казной, охрану города несут предатели и смутьяны

11 октября 2019

Показать статьи на
схожую тему: