ГлавнаяМодернизмСутинХаим Сутин. Смятение

Хаим Сутин. Смятение

картина – эмблема того социального психоза, когда люди превращаются в кипящее вещество, они кидаются на деньги, на вещи, на людей в крайнем смятении, их сознание пронизывает эта непрерывная острая тревога, которой причин и значения они не понимают

мир сместился с оси, и все полетело к чертям: привычные мысли, чувства, отношения лопнули, и люди – сначала порадовавшись нахлынувшей свободе – теперь все чаще задают вопросы о смысле своей жизни, о покое и гармонии, цельности и счастье

все это осталось в прошлом

довлеет идея какого-то непрерывного «прогресса», движения вперед, только вперед – куда вперед? – зачем? – к какой цели?

Х. Сутин. Пейзаж с кипарисами

глядя на такие картины, мы забываем о простой вещи: художник, который таким вот видит наш мир, сам должен быть чрезвычайно устойчив; он выплескивает на холст свое томление, раздражение, страсть, порыв, неравновесие и тревогу – иронично, ясно, решительно

он становится тверже и спокойнее в том единственном, что устойчиво, что имеет основание и смысл, и таков путь каждого творца в этом страшном веке, веке, который смело можно назвать катастрофой человечества

Х. Сутин. Ветреный день в Оксере

дух свободен – он словно освобожден всем этим миром, обращенным в ничто, от всех обязательств и связей, и легко взмывает к облакам, играет с ветвями дерева, резким штрихом бросает на холст дорогу – полная свобода в хаосе мира

обращая мир в хаос, познает космос духа

тут есть вечный парадокс падения, разрушения, которое открывает новую фазу созидания и творчества; именно поэтому в мире материи, в этом потребительском аду, именно из него взмывает ввысь птица Шагала и творит разбой кисть Сутина

это творческая сила, которую не удержать

она взрывает самого творца, как его предтечу Ван Гога, которого, по словам Клее,

Пожирал этот звездный огонь; и он освобождает себя в этой работе вплоть до полной катастрофы. Это глубочайшая трагедия… 1

свобода опасна; она всегда трагична — или это что-то другое

и настоящий, эмоциональный, страстный творец ХХ века неизменно трагичен, потому что тут чудовищное напряжение конфликта с миром, превращенным в зверинец; и однако, он понимает, что иначе никакое настоящее творчество уже невозможно

и тут мне приходит в голову странная мысль: может, в человеке действует некое чувство самосохранения, инстинкт безопасности, который воспрещает ему такое творчество? – и отсюда, то отсутствие значимых фигур, пустота на горизонте высокой эстетики…

ведь чем заняты сегодня художники? – творят разбой, откровенную халтуру или эпигонство; другие шпарят по барабанам, воют в микрофоны, идет раздрай по всем направлениям, какое-то бешенство, душевное расстройство, у которого, возможно, есть глубокие причины

это отчаяние духа в человеческом мире, превращенном в массу, материю; они ходят теперь на его выставки, жадно взирают на эти всплески жизни, однако почему-то уже не могут вернуть эту жизнь

она сдана в музей и нет возврата; страшно


1. П. Клее. Дневники

2 января 2021

Показать статьи на
схожую тему: