ГлавнаяМодернизмШилеЭгон Шиле. Тело в искусстве

Эгон Шиле. Тело в искусстве

Э. Шиле. Обнаженная

тело как материя, ничего личного, или возвышенное тело, летящие красотки Буше? – не понимаю, как такая мысль могла прийти в голову…

тело материально, оно пахнет, привлекает, отвращает, воздействует… я пишу влагалище – вот символ тела, потому что оно только начинается с внешней формы и линии бедра; тело есть нечто гораздо большее, потому что это начало, это физическое в человеке, это вся сумма желаний, вожделений, обычных потребностей

и во всем этом скопище мускулов, крови, спермы, пота гнездится каким-то непостижимым образом – душа…

яркие точки, взрывы смысла, полеты любви

я не могу постичь это явление, это противоречие грубости и нежности, слабости и силы, мужского и женского; тело – средоточие тайны, оно влечет меня, и мне каждый раз кажется, что я сумею распахнуть ее, раскрыть, написать ее тайну – тщетно…

Э. Шиле. Две женщины

я пишу бесформенные тела, контрастная линия только подчеркивает их бесформенность, особенно в группе, потому что тела в постели – это некое соединение, «животное с двумя спинами», утеря идентичности и формы, и тут уже телесность живет как стихия

тело – знак

оно воздействует помимо гаммы или композиции, надо просто дать ему быть на бумаге, ничего больше – лишь подчеркнуть какие-то силовые точки, при этом… что такое красота тела?

есть красота соития, когда тела составляют одно и линии становятся тонкими – ибо тут уже рождается единое существо, — и поют нежно и ломко,

тела сияют, на них словно вспыхивают блики радости

 

грех? – хорошо, попробую развить тему: тут у нас не школа для малолеток, а мы говорим о серьезной вещи; тело всегда было базовой темой, даже у подвижников, которые учили уважать тело, ухаживать за ним, держать в чистоте, понять тело – и победить его

а как можно победить то, чего не понимаешь?

а чтобы понять – им надо жить, быть телом, а не отвергнуть его как мусор, вот тоже глупая утопия…

ведь я не могу утерять самой природы плоти

а ее природа в том, что плоть причиняет массу неудобств, она болит, болеет, умирает, ломит, зудит – я ощущаю плоть как уродство

Э. Шиле. Обнаженный автопортрет

повторяю: не могу понять гимнов человеческой плоти, это означает отречение от духа, ну, или слишком развитую гибкость интеллекта…

 

зловещее влечение, гремящая нежность, розовая пропасть, черное отчаяние

я никогда не приду к союзу с плотью, мы будем во вражде; и когда я прихожу к женщине, я погружаюсь в поток плоти, и она забирает свое – мою гудящую плоть, и на миг мы становимся одним, и боль уходит, тревога гаснет и пропасти скрываются в розовой дымке — однако не надолго

 

 

человек – это урод

однако это творящий урод, его суть в движении, развитии, творческом порыве, который имеет смысл не только как создание опусов – поэм или картин – но именно как мое личное движение, и на этом пути я преодолеваю плоть

и остается такой вот черный урод – а меня тут уже нет

смотреть такую живопись надо уметь: это искусство не только понимать видимое, но и находить незримое: мой крик, мою безысходность, мое черное отчаяние, которое угасит огонь и унесет душу в бездну

3 июля 2019

Показать статьи на
схожую тему: