ГлавнаяМодернизмШагалМарк Шагал, размышление в полете

Марк Шагал, размышление в полете

летящие герои просто не в силах опуститься на грешную землю, полет не символ, это преодоление материальности, в качестве основной художественной идеи века

если сравнить с летящим Христом Сальвадора Дали, там все это ужасно серьезно: там именно идея Христа, летящего в нас, обыграна; у Дали никаких игр с гравитацией, все сугубо материально и по-испански тяжело, все стоят на земле

у еврейского гения земли нет – он вечный бродяга, странник, изгнанник, пария, Вечный Жид, меняющий города, страны, измерения; он вне земного тяготения в бытовом, национальном, географическом и пр. смысле

М. Шагал. Голгофа

отсюда, странная интерпретация священных тем – ну в самом деле, что это за Голгофа! – издевательство какое-то… ну, а если подойти к этому не от традиции, идеи, евангелия, мировой трагедии – а от метода, как просто к живописи?

тогда мы увидим это расщепление материи (ведь завеса в храме разодрана, молния разорвала небеса! – и самому храму недолго жить) и возвышенное состояние участников драмы, и парение, молитва, отчаяние – они слились в каком-то апокалиптическом припадке…

над Витебском летят его влюбленные вместе с ослами, коровами, скрипками и пр., любовью и искусством навеки вырванные из этого душного убогого мирка, обреченного закланию, в мировое пространство, голубой Космос творчества

надо понять, что тут просто совершенно иные законы, словно война, революция или грабеж, хасидизм или Евангелие лишь врываются странными случайными вихрями, чуждые и непонятные в этом потоке откровения

их значение резко снижено, это мы придаем им решающее значение, а на самом деле они ничего не значат, жалкие фарсы в космосе Непостижимого

М. Шагал. Невеста

почему осел играет на скрипке – ради Бога, ничего общего с евреями-скрипачами или флейтистами – вон там в углу застыл какой-то грустный флейтист – это просто сочная солянка Шагала, тут просто линии и цветовые всплески, вот и все, некие художественные идеи –

осел, рыба, домишки, часы, невеста, скрипка – это элементы единого творческого вихря; ну хорошо, попробуем объяснить по-другому:

вон там церковь, но она будет разрушена; вот дома, но они будут сожжены в 41м; вот страна, но ее обратят в дикое поле – значит, мне, чтобы полноценно существовать, чтобы не сгинуть, надо все это попробовать запечатлеть, так чтобы осел нес эту простоту и уют быта, рыба крикнула о евангельском свете, а скрипка несла звуки того скрипача, который тоже сгинул (в Освенциме, в 43м)

и ты будешь вечной летящей над Витебском невестой, моя Белла, никому не удастся схватить тебя, стереть твой образ…

 

посмотрите, у него и лицо такое: одни диагонали, все вздымается ввысь и летит – вплоть до волос, в которых никак не унять этот вихрь

это муза необычайной силы, интенсивный цвет взрывается в неповторимых, свежих сочетаниях, певучий, сочный, всегда на контрасте с пустынной землей во тьме – словно он знает о том разрыве, который произошел у него, художника, со всем остальным миром

и никому не дано превысить удела, никому не дано приблизить людей к нему, к его поющей кисти, да, это нескончаемая песнь, интимная и космическая одновременно, и пройдет еще много лет, пока мы приблизимся к такому диапазону чувств, такому масштабу сознания

а именно в этом наша проблема

вспомнил, как г-жа Антонова, уважаемый директор музея, все пыталась прописать Шагала в России – «это же русский художник!» — увы, не получится, история не дает заднего хода, а бродягам не нужна прописка; в России всегда так: растопчут, а потом бережно поднимают — и в музей…

Шагал не обращает на все это внимания, он шутник — и вот эта мысль довольно интересная…

шутка художника – это рефлексия его мировосприятия, отзвук отторженности, инаковости, ибо совершенно неверно толковать его искусство как утверждение какой-то идеологии, попытку кого-то чему-то научить, даже научить живописи –

никогда! – он не пытается сделать всего этого, но должен же он быть как-то связан с этим миром материи, миром чуждым – он связан тонкими мостами шуток, его высокая ирония беглым карандашом вертит абрисы людей, улиц, животных,

странный цветной хаос бушует перед нами, и я вдруг понимаю: это и есть наш мир – и это нечто совершенно иное, одновременно, словно он взял и гениально смешал привычные ориентиры, указал главное: вектор метаморфозы

следуйте за ним, но не с тем, чтобы что-то там «понять» в его каракулях, не с тем, чтобы повторить их (зачем?) – а для того, чтобы увидеть свет, почувствовать возможность перемены, сдвига – возможность полета

М. Шагал. Создание человека

12 февраля 2020

Показать статьи на
схожую тему: