ГлавнаяМодернизмСезаннМодель Поля Сезанна

Модель Поля Сезанна

живопись как индикатор самых разных – социальных, интеллектуальных, метафизических – состояний мира и человека, эта тема поистине необъятна; современный человек слишком уповает на знание – да он и действительно начинен уймой сведений, и возникает ощущение полноты знания

на самом деле, эта уйма знаний, фактов, сведений подавляет сознание и лишает его творческих импульсов, которыми было богато сознание наших предков, которые стремились узнать больше, понять, проникнуть в тайны…

теперь тайн нет, и сознание современного человека развивается совершенно по-другому: у нас тоже есть школьное знание и академическая ученость, только мы понимаем, насколько они бесплодны: ну, есть вещи, которые «надо знать» (зачем?) и есть вещи, которые должны быть утверждены и определены (кем? как?) –

только настоящее познание свершается лишь субъектом в его личном сознании, настоящее знание нельзя передать, современный мыслящий человек – по определению, аналитик

в этом отличие модернизма от искусства прошлых веков: то искусство было синтезом, оно давало картину мира, картину сознания – эта живопись аналитична, она призывает мыслить, вникать, интеллектуально ощущать, словно произошло понимание невозможности и лживости любых синтезов, любых общих слов и дефиниций…

В. Ван Гог. Горы в Сен-Реми

Ван Гог увлекается японцами, потому что они поражают его цельностью восприятия, которой он, видимо, не находит в своем мечущемся сознании; он хочет унять свою экспрессию и добиться целостного синтеза

у него весь пейзаж словно написан одной нескончаемой линией, которая мягко струится и не допускает контрастов; Гоген, наоборот, стремится разложить пейзаж, общее впечатление от него, на отдельные цвета – это анализ (который мы почему-то называем синтезом)

два приятеля на самом деле идут противоположными путями в своих поисках истины; ну, а Сезанн не может писать без этих мягких контрастов, которые превращают его пейзаж в симфонию форм, каждое пятно видно, ничто не сливается, каждая ветка живет своей жизнью

Сезанн, видимо, совершенно не восхищался японцами; для него, этот пейзаж или эта гора – мертвы, пока их не коснулся человек со своим воображением, сознанием, фантазией, своими мифами и стремлениями; и в творчестве анализ всегда идет прежде синтеза: чтобы нечто собрать и осмыслить, надо сначала его разложить, разъять

сначала слегка, пробуя, но потом его этюды горы Сент Виктуар становятся все смелее, и наконец исчезает и гора, и долина – сияет мощным колоритом совершенно невиданная в природе панорама

это не просто пейзаж – это модель современного сознания, европейского сознания, которое умеет разбирать и собирать свои ощущения, ценит творческое дерзание, верит в человека и ставит искусство выше природы

П. Сезанн. Гора Сент Виктуар, вид с Лов

так кипит мой свободный ум, в котором вспыхивают идеи, зажигаются ощущения, который легко и мощно реагирует на впечатления и живет, простите, совершенно иной жизнью, чем червяк или дерево!

это манифест внутренней свободы: человек, который так видит мир, никогда не может быть подавлен, лишен свободы и собственного голоса; с ним надо считаться, и нет в истории мировой культуры ничего выше таких творений

меня в этой потрясающей вещи поражает особенно это небо: ну, он же все уже сделал, эта долина цветет, бурлит красками! – небо можно было дать более традиционно, однако он продолжает в том же духе, создавая опус поразительной цветовой энергии, и тут получился, именно из-за такого неба, какой-то помутившийся мир, потрясенный, взорванный пейзаж!..

да, это манифест, после которого человек уже никогда не будет копировать природу, он оставит эту радость фотографам и натуралистам; и стоило только открыть эту внутреннюю свободу, как люди стали открывать ее полную безграничность

мне кажется, кубистам не удалось приблизиться к таким вот вещам Сезанна, потому что главная идея тут не в том, что человек раскладывает мир на фигуры, дело не в фигурах, а в свободе, тут главное не геометрия – а поэзия: на то и пророк, чтоб его не поняли…

***

итак, у нас аналитичное сознание – то есть, именно такое сознание надо полагать нормальным, современным и эффективным – однако мало кто желает это признать и соответствующим образом действовать, и секрет тут очень прост: анализ гораздо труднее синтеза, и понять одну картину в глубину гораздо труднее, чем нагородить уйму общих слов по любой теме истории искусства, с датами, именами, фактами и прочей рухлядью

описывать разные «измы», историю, отношения, биографии удобнее, проще, чем начать мыслить и пытаться понять; думаю, в этом причина непонимания современного искусства — да его же никто не пытался понять, сам традиционный подход академической эстетики был заранее обречен на провал

этих художников смотреть надо по-современному, с позиции анализа, с позиции максимальной актуальности и нужности этого творчества мне, современному мыслящему индивиду; тут не какая-то отвлеченная «красота» — тут корень, самая суть моей жизни и моих стремлений, сомнений и озарений

кстати говоря, в истории мировой культуры такие ситуации бывали не раз: возьмите живопись Возрождения, к которой продолжали подходить с позиций средневековой религии, потом они мучили И. С. Баха, требуя от него чисто «духовной» музыки etc. – старая как мир история

для правильного понимания современного искусства нужна верная установка, и она может быть лишь творческой установкой, и было бы хорошо, например, в наших школах не изучать историю искусств – это совершенно бесплодный проект – а заняться анализом, учить мыслить и понимать

я употребил частицу «бы», потому что сей проект уже действительно попахивает утопией, а мне не нравятся чистые утопии

***

наверное, тут есть своя философия; целостность мира – или мироздания, Вселенной, как угодно – идея прошлая, потому что мое сознание резко расширило свои горизонты, настолько резко, что мне как-то сложно представить себе эту безграничную Вселенную (возможно, это я такой ограниченный, не знаю)

а если я не могу ее представить, то, как же я могу создавать цельные образы этого мира? – как могу писать пейзаж или человека как единое целое, синтетический образ? – тут будет некое допущение, или искажение, ложь

и поэтому сама цельность моего сознания оказывается под вопросом: ну, что это за цельное знание, или сознание, которое не может сформировать главных цельных представлений? – и мне надо как-то спасаться, а потому я начинаю серьезный анализ реального положения дел

целостный мир я не могу представить, однако мое собственное сознание все же обладает некой цельностью и способностью понимания и представления; вот от него я теперь и танцую, и отсюда, из этой проблемы, растет любой современный персонализм, будь то экзистенция или феноменология, или др. идея

только частные идеи мельчат проблему, уводят в сторону – так сделал и кубизм, и я недалек от мысли, что фовисты и были настоящими последователями Сезанна в большей степени — недаром они от кубизма переходили к фовизму, и так идея прорастала и модель давала плоды

мое человеческое представление – личное, субъективное, именно это важно, потому что я не знаю цены общим идеям и насколько они реальны – вот что ценно и вот что обещает прозрения; так, затворник в Эксе писал свои этюды так, как полагал нужным, как видел мир он сам, вне всяких влияний и общих идей

и он создал свой мир, который дышит, смеется и плачет, возносится к небесам и кипит свежими красками; там нежит гладь воды и танцуют светлые призраки в тени рощ, и это мир, который уже никто не сможет оспорить – это реальность

пример всем творческим людям на все времена

П. Сезанн. Дом и дерево

25 февраля 2020

Показать статьи на
схожую тему: