ГлавнаяМодернизмПикассоВзрыв по имени Пикассо      

Взрыв по имени Пикассо      

Живопись еще нужно изобрести
П. Пикассо

Гений – это самобытность, но гений – это еще и синтез. В нем невообразимым образом происходит редкий сплав разных свойств, которые сами по себе встречаются достаточно часто и даже не представляют какого-то открытия и не приводят к высоким результатам; однако сплавленные в одном художнике, они внезапно дают совершенно новый плод – и новый стиль.

А гений – это неизменно новое направление, новый стиль. И получается, что это бывает очень редко. В Пикассо поразительный (испанский!) темперамент соединился с глубоким художественным чутьем, смелостью исследователя: он всю жизнь менял стили, сделав возможным совершенно разностилевое творчество, до него никто бы в это не поверил… Однако все ему удавалось.

П. Пикассо. Голова женщины

Он смело разрывает с кондовым реализмом, и можно сказать, что он первый стал использовать модель в качестве материала: тут вообще нет с ней связи, а стоит задача выбрать максимум выразительности и выразить ее при помощи неповторимой пластики – этой толстой линии, смелой геометрии черт; он ничего не боится – вот, использует черный и белый – и добивается неожиданных свечений розового и голубого. Он непредсказуем и экспрессивен.

Часто его работы случайный зритель воспринимает со смехом, потому что вообще сложно различить, сколько людей тут на портрете.

Разворачивает модель странным образом, как будто мы еще не изобрели трех измерений, почти по-египетски, но он именно так трактует живопись: как древнее, исконное, как крик и зов, как знак и символ, а не в качестве украшения жилища или официальной залы.

Это чистая живопись, в смысле: эти зловещие ядовитые зеленые, игра форм – грудь, плечо – это главное для него, он ваяет какое-то новое существо, живописное чудовище, взрыв эмоции, абсолютно самобытен и потому не всегда нравится самобытным критикам или зрителям, которые привыкли как бы вписывать опус в свой внутренний мир, то любуясь, то отстраняя его.

Нет-нет, тут требуется полное приятие этого стиля, лицом к лицу, это какое-то прямое попадание, и потом такой портрет долго будет мучить вас невыносимой энергией черт. Однако спешу заметить, что современная женщина вовсе не похожа на монахиню, это не тихая речка – это бурное море: Пикассо ощущает ток современности, и поэтому он выражает самое сущностное в найденной идеальной форме.

Хотя он может быть чистым живописцем, классический рисунок, игра цвета в стиле Дега – все это ему тоже подвластно; вообще, следует отметить поразительный универсализм этого мастера, который недаром стал своеобразным символом модернизма в глазах широкой публики…

 

Искусство и есть истина (П. Пикассо)

 

П. Пикассо. Голубая обнаженная

Посмотрите, какая мощь штриха, как мягко он выводит в теплую розоватую гамму это вполне традиционное сочетание дополнительных тонов, да и сама поза найдена удивительно точно, потому она и рождает эту музыкальную струистую линию…

Грубость, энергия сочетаются с лиризмом, который вдруг возникает в композиции. «Все имеют право меняться, даже художники…» — утверждает он и меняется, постоянно меняется.

П. Пикассо. Сидящая женщина

В кубистическом портрете у него всегда есть какой-то центральный момент, излом, который невозможно пропустить: посмотрите на эту ломаную руку справа в углу, или что он делает из простой рубашки, и вы поймете, меру таланта…

Его афоризмы…

Все пытаются понять живопись. Почему они не пытаются понять пение птиц?

Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

П. Пикассо. Натюрморт

Ему подвластны все жанры. Вот, натюрморт, очень испанский – по колориту, по простоте композиции и составляющих предметов, — и странным образом он располагает эту скатерть и салфетки – опять используя белый цвет, как известно, наименее продуктивный и выразительный.

Но тут нужен простой контраст, и вся композиция из-за этого сохраняет диктат черного контура и влечет каким-то таинством. Простота натюрморта – особая тема, ведь именно этот жанр выражает состояние современного сознания…

Отсюда, Пикассо только внешне художник увлечений, на самом деле у него под всем этим внешним — глубокая культура и знание самых тонких секретов искусства… И его известность можно объяснить по-разному. Но видимо, в нем современная живопись нашла свою высшую точку, в которой еще не был разорван контакт с публикой, а наши отношения достигли кульминационной точки напряжения.

Любая его мысль выдает, как хорошо он чувствует современность, парадоксальность современного сознания.

Я хочу жить как бедный человек с деньгами

Ирония, смех, сатира, сарказм – ими кишит его живопись и особенно графика. Он сохраняет ту легкость жеста, эскизность, незавершенность, которые превратили его в глазах публики в гениального шарлатана – и тут снова я вижу идею:

такое отношение к публике, к «манежам и аренам» стало типичным для художников ХХ века. Они как бы не воспринимают всерьез всего этого маскарада и себя в нем, и потому им удалось под кромкой коммуникабельности и участия, за звучными выходками сохранить главное, свой гений, свой порыв, свое сомнение…

*

Для живописи модернизма оказалось отчасти роковым это стремление к оригинальности, вообще развитие и использование идеи сюрреализма: некоторые стали терять собственно живопись. Именно эту опасность он преодолел играючи. Именно живопись – кипящая, ироничная, яркая – остается главным для него, и он с полным основанием мог написать:

Живопись — занятие для слепцов. Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует.

А ведь он снова оказывается чутко современным: он увидел, как наша жизнь все более становится глянцевой, все менее сочной и оригинальной. Женщина, пейзаж – все теряет ту тонкость, ту сочность, которые вдохновляли мастеров прошлого. И художник отрывается от этой жизни, чтобы сохранить свое искусство и себя – в искусстве.

*

Живопись есть искусство оживить ровную плоскость. Ровная плоскость есть двухмерный мир. Благодаря этим двум измерениям она «истинна». Обогатить ее третьим измерением значит изменить в самом существе ее природу: результатом будет только подражание нашей трехмерной материальной реальности посредством обмана перспективы и различных трюков освещения (Ж. Метценже)

18 апреля 2019

Показать статьи на
схожую тему: