ГлавнаяМодернизмПикассоПабло Пикассо. Натюрморт

Пабло Пикассо. Натюрморт

 П. Пикассо. Натюрморт с античной головой

картина П. Пикассо «Натюрморт с античной головой» \1925\ — это удивительно пластичный, простой по замыслу и оригинальный этюд

античность тут ясно звучит тонкой, высокой нотой…

о чем он?

история рисует в нашей фантазии, тонким пером прочерчивая редкие светлые линии; прошлое не совместимо с настоящим, тут есть роковой разрыв, и тысячи фактов мы знаем, вбираем в свою память, однако связи нет и цельность нарушается – история снова уходит реющим призраком —

в какой-то мере мы жертвы истории, прошлое мучит и затуманивает голову, потому что понять его сложно, святыни и ценности прошлых веков уходят, оставляя только бледные абрисы, неясные рисунки в нашем затемненном сознании;

говорят, что история — учение и предупреждение, но на самом деле это закрытая книга, утопия, с которой мы рвем связь, идя вперед, и жизнь снова становится неясным сплетением абрисов и теней…

все самое ценное реет неясным призраком в годы страшной гражданской войны, оккупации, предательства, утери надежды – таковы культура (голова) и искусство (лютня слева) — в композиции картины они расходятся веером с нарушением вертикалей

и мучит дальним упованьем
и белым мрамором томит…

действительно, человек тут теряет ощущение реальности, массы цвета и контуры не соответствуют, мир двоится

сквозь массы коричневого не пробиться, слишком тонки линии и векторы, слишком жирен слой реальности — не прорваться — завораживая этим белым, стынет в Вечности обломок статуи —

мы прорываемся сквозь реальность и находим — пустоту, сплошные зияния там, где полагали найти определенные ценности; так в метафизическом аспекте художник стирает реальность и выходит в Космос культуры

А. Арто писал, что наша неспособность овладеть жизнью объясняет большинство преступлений; точно так же тут ты ощущаешь неспособность овладеть историей и искусством

“наше отсутствие, укорененное в культуре”, которая, добавим, требует словоблудий и пустого треска и не признает символизма, боится магии, не терпит никаких противоречий и замазывает все роковые трещины

Пикассо призывает признать грубую материю жизни как исходную — она на всех его картинах, и прийти к магме творчества, неясным пятнам, символизму настоящей духовной реальности

в его живописи есть конкретность и удивительная ясность – просто анекдот, что именно он ассоциировался в нашем сознании в совдепии как самый «крутой» абстракционист…

25 февраля 2020

Показать статьи на
схожую тему: