ГлавнаяМодернизмМункЭдвард Мунк. Томление

Эдвард Мунк. Томление

Э. Мунк. Одинокие

 

отчуждение

есть такая психологическая черта в каждом из нас: мы ищем смысл в ином, в другом; это касается и отношений полов, мистификация женщины давно стала традицией искусства; и трудно понять, это действительно таинство, глубокая бездна, мир иной… или просто нам уже нечего сказать друг другу

в его рисунках какая-то непроявленность, и тут черта творческого метода: секущие линии, локальный цвет сметают фигуры, замыкают их, словно эти силы мощнее героев, у которых нет никаких ресурсов проявления и действия

вся современная культура – эта блистательная наука, раскрытые горизонты знания и чувства — работает на проявление, прояснение и описание нашей природы, нашей психики и пр. – результат получается противоположный

вечным томлением, меланхолией пронизаны его пейзажи; человек ускользает от определения, и в то время как вы открываете новые и новые технологии и «законы развития общества», создаете новые и новые утопии в слепом стремлении в никуда, ничего не проясняется в главном

Э. Мунк. Две женщины на берегу

женщина доминирует в его образах, словно он хочет разрешить загадку; и без этого все теряет смысл; она возникает на фоне этих гладких пейзажей как органичная часть природы в отличие от смятения и меланхолии героя; он темное пятно – она светлая фея; и все меняется на противоположное противостояние, лишь только мы покидаем этот физический мир; тут есть философия

Ницше полагает, что очарование женщинам создает дистанция: как только расстояние исчезает, проявляется плоскость и простота их порывов, часто цель этих порывов именно в том, чтобы погасить высшие стремления мужчины, собственно, убить его душу

Женщины втайне всегда интригуют против высшей души своих мужей; они хотят отнять у нее будущность в угоду безбоязненному и спокойному существованию… 1

иначе говоря, они ставят нас перед выбором, который не раз был описан и в современных драмах; по идее, чем напряженнее становится жизнь, чем драматичнее выбор, тем более мы расходимся: у нас, признаем это, развиты совершенно разные модели жизни; так и возникает образ вампира, не сказка, не миф, а именно как совершенно обыденное явление жизни

Э. Мунк. Вампир

почему – вампир?

потому что в прошлом остались светлые чувства, песнь об идеале и высокая любовь – теперь они впиваются друг в друга в последней надежде отыскать нити истины и токи жизни

вампир – образ противоречивый; на первый взгляд кажется, что женщина его утешает; да в сущности, в чем разница: она забирает эту силу, эту энергию, гасит ее, говорит: не волнуйся, забудь, брось; быть или не быть – для нее, вопрос глупый…

ее лицо погашено или она стоит спиной: мы не знаем ее, не можем понять ее устремлений, потому что она ведома совершенно другими силами, древним инстинктом; как другая его картина называется: нечего сказать

тут по сути дела повторение пройденного:

           Загадки нет и не было у ней…

мы мистифицируем отношения с женщиной – ну в сущности, ничего дурного или лживого, потому как творчество и стремится расцветить эту жизнь, найти в ней таинство и смысл, и высоту, только вот век у нас был трудный: он все выявлял, исследовал и выводил на чистую воду

и совершенно одновременно женщина выходила на свет и ее образ терял привлекательность, мистику и высоту, обретая обыденные черты; так что загадочные дамы Мунка вызывают сегодня лишь ностальгию

Э. Мунк. Расставание

тема расставания – тема разрыва, мы становимся ближе социально, выполняем ту же работу, понимаем друг друга лучше? – вовсе нет, как раз наоборот, идет глобальное расставание, раскол, и чем ближе мы становимся – тем реже встречи, тем менее прочны связи

словно мы умели совпадать и мужская тоска и меланхолия, отчаянье и надежда находили женскую нежность и участие – а теперь ничего не совпадает и мир стал миром разрывов и одиночества

одинокие женщины на мосту, они смотрят в этот черный омут: что они видят там? – как они сами сегодня воспринимают это темное, тайное, мятущееся начало, которое не могло же исчезнуть в них!..

человек – загадка, мне хочется в это верить — это важнейшая черта нашей природы, которую только дураки сводят к физиологии; век науки стал веком страшного упрощения, и художник чутко улавливает этот дух идущего железного века, тут растерянные герои, словно замкнутые в своих одиночествах

эта знаменитая тоненькая девочка, которая сидит на кровати, скрестив руки и вперив взор в пустоту, словно тревожно ожидает эту странную, непонятную и смутную женскую судьбу

она замкнута для мира, она не знает, как быть; она больна, и сама понимает это

Э. Мунк. Девушки на мосту

томление есть чувство потери

неосуществимость порывов, тупик сознания, бессилие воли, анемия той самой «высокой души», у которой отняты цели стремлений; восстановить эти порывы, наполнить паруса – вот цель нашей жизни сегодня; потому что следуя по пути, указанному женщиной, мы не нашли ничего ценного

так что томление есть также преддверие открытия, предощущение пути

и повторю: это только кажется, что мы идем в одном направлении: Мунк видит это иначе, а именно, общего, общества – вообще больше нет (социологи только теперь это поняли), и мы расходимся решительно и бесповоротно

стоит помыслить на эту тему, чтобы понять такой странный парадокс: в мире все унифицируется, все одинаковые, полно женщин, которых уже даже не отличишь от мужиков – это реальность нашего странного мира, — и тем не менее, дело обстоит именно так: мы становимся совершенно замкнуты, непостижимы друг для друга!..

чужды, отчуждены, у нас судьба разная, энергия, алчь, цель – все разное, и мы не умеем слушать, не способны понимать, что делает ситуацию поистине неразрешимой

раздражение против женщины?.. ну разумеется, ведь мы поменялись ролями, и никто в ХХ веке не говорил речей громче, не утверждал так ярко новых принципов жизни, не объявлял о равенстве и пр. чепухе, которая только морочит головы…

манифесты порождают реакции, действие – противодействие, никуда не денешься; а пустота… говорят, что в ней черти водятся!


1. Ф. Ницше, «Человеческое, слишком человеческое», т.2, с.428

11 июня 2019

Показать статьи на
схожую тему: