ГлавнаяМодернизмМетценжеЖан Метценже. Работающая женщина

Жан Метценже. Работающая женщина

Как и у Сезанна, тут выстраивается характер, исходя из каких-то чисто живописных, геометрических, пространственных и цветовых координат — впечатление не ловится, а строится, и эффекты возникают не случайно, но это свечение голубого строго и эстетично, оттенки не хаотично располагаются, а в каком-то порядке — том порядке человеческого восприятия, в котором, оказывается, есть свои планы, строгость и система.

Ж. Метценже. Работающая женщина

Тут полный пересмотр любого импрессионизма; кубизм открыл нам мир эстетики как мир порядка и системы — можно сказать, что эпохи хаоса и порядка теперь сменяли друг друга, и эти два начала неизбежно присутствуют в любой эстетике, дополняя друг друга. Да и никакой порядок невозможен без элементов хаоса. И это конструктивизм как творческое осмысление любого феномена, пространственное моделирование; человек сбрасывает любую зависимость, в том числе от пространства, сам моделируя и строя пространство своего мира.

Все это имеет огромное значение для архитектуры, которая перестает вписывать дома в готовые среды, а смело вторгается в мир природных форм, имитируя или переосмысливая, развивая, дополняя их…

В кубизме художник хочет полностью освободиться от реальных форм и их довления, понимая, что это свобода моего Я, возможность писать вещи так, как я их представляю — путь нового человеческого конструктивизма в искусстве, и как не странно, противоречит конструктивизму как таковому — это вечное противостояние начал в любом живом и плодотворном искусстве, — убогий разум человека стремится использовать идеи художника и снова вернуть их миру данностей, не может оторваться, и так возникает конструктивизм как набор технических идей, и в нем воцаряется чистота пустых форм (будущая современная архитектура)

— напротив, кубизм есть не сумма реальных конструкций бытия, а бытие конструкции мира, синтез бытия в наборе форм, чисто условных, потому что главное для Брака не эти формы, а цвет, чувство, эстетическое впечатление — в отличие от Озанфана или Лорана; и следующая черта — очень точное воспроизведение внутреннего мира, темперамента, вкуса разных мастеров.

Я вижу трепет, мерцание, неуловимость этой духовной геометрии; у испанца Хуана Гриса видно, как кубизм рождает чисто духовное состояние, тот внутренний покой и гармонию, к которым искусство всегда интуитивно стремится.

6 июня 2019

Показать статьи на
схожую тему: