Этюд 5. Территория

1

полагаю, в природе нет зла; да в ней вообще нет пустоты, а зло есть отсутствие, небытие, пустота – вот она и заполняется демонами; поэтому настоящее зло мало различимо, оно коренится в нашей лени, паразитизме, автоматизме мышления или страхе и, в общем, не мешает жить

ну, то есть, так как мы привыкли жить; иные варианты не обсуждаем, я их просто не знаю

другое дело – проявление зла, вот тут оно становится угрозой и вызывает все ваши самые нехорошие чувства (в себе, разумеется, вы его не видите, да в вас, я уверен, его и нет); однако эти чувства сразу подводят вас к интересной проблеме

ну в самом деле, это же не новость какая-то, что вокруг воруют или чины творят произвол, или, к примеру, что полиция деньги берет – да, да, берет, сволочь, и еще как! – ну и про суды всякие интересные вещи рассказывают, и это тоже правда

только проблема-то в том, что все это зло не с Марса свалилось, это такие же люди, как вы и я, просто они попали в эту самую обойму, влезли наверх и там угнездились, вот и все – ну и полезло дерьмо из всех дыр, а как иначе

то есть, если бы вы или я туда влезли… ну и так далее; не верите? – вы бы никогда?! – о, не зарекайтесь и не клянитесь, Господь так повелел нам, потому что Он знал нашу подлую природу; нет, г-да, я лично себя не полагаю ангелом, а значит и не могу судить тех, хоть они мне совершенно не нравятся

и тут не религиозная этика, а простой здравый смысл: дело-то не в том, что мы делимся на черных и белых, а в том, что белых-то вовсе нету: всех в расход пустили, как говаривали наши развеселые деды…

 

2

когда люди перекладывают вину, ищут крайнего, а себя выгораживают, это нетворческий, несерьезный подход к теме; это партийная – то есть частичная – правда; она очень плоская, ну в самом деле, мы же все это уже проходили: меняли верхушку, ждали чудес, а чем все закончилось…

не вор, так подлец, не подлец, так профан, а то пьяница – короче говоря, нет у вас правды, так нечего и огород городить и судилища устраивать; мне вообще не по нраву такие суды, чьи приговоры все равно никто не собирается исполнять

но как же совесть нации? – как же правда? – то есть, вот, режиссер снимает фильм и в нем решил всю правду показать, всю эту чернуху выволок на экран и полагает, что потряс нацию – ан нет, нация плюется, а почему?.. потому что они все это знают

люди знают правду

правдолюбцы временами входят снова в моду, и возникает пафос оратора, который выкрикивает эту правду-матку, и все кивают; получается, все ее давно знали, просто надо было выкрикнуть; странно, однако это приводит часто к совершенно противоположным результатам

почему? – ну, видимо, потому что сидела эта черная правда в своей дыре, и никто не реагировал, а теперь в морду плюнули, и, конечно, хочется что-то сделать – видимо, что-то нехорошее, и ведь вообще в морду плевать дело дурное, согласитесь…

и вот, нашего пророка уже клеймят за очернение, в этом есть тоже своя правда: много пороков в дебрях мира сего, особенно в диких местностях, так не следует их вытаскивать и представлять достойной публике в качестве сути нашей жизни; это частичная правда, а такая хуже любой лжи

правда жизни и правда творчества – да это же совершенно разные вещи, ведь одно дело собирать митинг и выкрикивать известные лозунги, а совсем другое – открыть настоящую жизнь, «сияющую красу» бытия; первое – политика, дрянь, вторая – искусство, истина

повторим: люди знают правду и без вас, и если не формулируют и не организуют революции, значит понимают неосуществимость этой правды в данный момент и в данном месте; это реализм народа, который многое пережил, в том числе и разного рода эксперименты, в которых правды было хоть лаптем хлебай – а толку никакого; вот, государство – зло? – так, однако без него пока не умеем ничего сделать, и винить в этом надо не его, а нас, ведь так?

люди создают государство, власть, систему жизни, а не наоборот; поэтому и грех, и вина, доблесть и хвала – всё на людях, так что какой уж там Левиафан, просто тварь немощная, истощенная сука, которую все население сосет неустанно уже сколько веков…

коррупция и мафия занимают пустоты (зло дитя пустоты), и борьба с этим злом – смешное выражение, потому что с пустотой невозможно бороться, уж это точно аксиома! – надо заполнять пустоту – природную, звериную, стихийную – человеческим, настоящим содержанием; а его нет

его нет – вот главная истина

и это тоже все знают, или чуют, поэтому дурак все клеймит могучего Левиафана да требует всеобщей справедливости, а мудрый вздыхает и сетует, на себя самого сетует, ибо понимает, что «ленивы и нелюбопытны», «злы и горды» и необразованны и пр. и пр. (тут перемены без пользы, см. И. Крылов, «Квартет»)

ну и, конечно, как всегда, на переднем плане самые мелкие, ничтожные, хватают вершки, этой нашей беспомощности не понимают, потому что они же действия жаждут, надо им крови побольше – вот эти-то и есть самые мерзкие, да еще проданы все поголовно…

 

3

если людей на свете не останется, то и истина будет никому не нужна; да, эта мысль кажется нелепой и банальной, тем не менее, вот такой я человек, что меня именно она и занимает; в последние годы я вижу вокруг слишком много дураков, их просто пугающе много

и дело не в количестве, но это количество непременно и просто автоматически переходит в «качество»: они перестают слыть просто дурнями, образуются соответствующие тусовки, группы, дурни входят в моду с их дурацким лексиконом и интересами, и вся жизнь быстро меняется

у них своя среда, своя культура – да, это именно так, и человек может полагать, что принадлежит к «великой культуре», а на самом деле является частью балагана и место его именно в дурацкой культуре, что обидно…

наступает такой момент, когда высказать самую простую идею – это уже криминал, это действие нарушает благолепие дурацкого мирка, который воистину карточный домик, потому что не имеет совершенно никакой основы, никакой субстанции

к этому привели многие факторы и в качестве главного – эта нелепая «система образования», которая давно уже не имеет никаких человеческих целей или параметров и слишком явно нацелена исключительно на профит

в такой ситуации правду знают серьезные, мыслящие мужики в провинции, однако в столице, например, она уже никому не нужна; сумма глупости такова, что совершенно подавляет любые человеческие порывы или творческие усилия; нельзя недооценивать силу дураков

есть еще интеллигенты, и вот это настоящая беда

интеллигент полагает, что на нем лежит миссия честить власть, и вообще тут обычный набор интеллигентских мнений – из века в век одно и то же, и это однообразие как-то сразу и внушает подозрение: как машины мыслят, собственных идей нет вовсе

и, разумеется, тут ненависть к Богу, церкви (для них, суть одно), и главное, от церкви, конечно, требуют чистоты ангельской, она должна быть святой; иногда меня их профанизм просто поражает

церковь русская плоть от плоти народа, как и начальство, отсюда же, не с небес упало и не из ада вырвалось – все одним мирром мазаны, вот верное слово; и поэтому существует такая вот жизнь, не слишком яркая, где церковь, по преимуществу, старается как-то людей обнадежить и утешить

но этой настоящей, нормальной, неброской жизни — где люди верят в Бога, отчаиваются и любят, ну да, крадут и лгут, и изменяют и каются – это живой жизни они видеть не желают; надо найти виноватых, они судилище устроили, да и сами друг друга уличают, ругают, в общем, мрак полный…

а во мраке сама проблема, сами главные вопросы не видны; а на мой скромный взгляд, главная-то проблема не в тех, что крадут и жизни калечат – ясно, это зло – а в этих, которые жируют праздно, повторяют как попугаи устаревшие призывы и ничем помочь людям не могут, в этой серой культуре, тупом атеизме, холодном презрении, мерзкой гордыне полупросвещенных циников

Г. Зиммель написал:

нет ничего проще отрицания… и широкие массы, будучи не в состоянии поставить перед собой общую цель, находят себя в отрицании

 

4

отсюда, если угодно, чуть подробнее

совесть – штука интересная, то есть такое явление как совесть нации – вообще, странное выражение, потому что я всегда полагал, эту штуку придумали для чисто личного употребления…

вот, народ говорит: богатый – что бык рогатый; богатых не любят, видимо, это идет от зависти; особенно презирают интеллигенты, мол, за деньги бьются, пошлость; а вы бы сумели? – он за свои тысчонки врет что прикажут, а за миллион презирает, тоже совесть!..

у них, вижу, своя жесткая игра за эти миллионы, свой азарт, и вам до них нет дела, а вот свое дело вы не знаете; и это дикарское явление, ведь дикари все одинаковые; ну а если задумали строить цивилизованную жизнь, значит, надо привыкать к разности, а не стричь всех по ранжиру

а то в кино придумали богачам совесть: все водку пьют, ну это вроде эмблемы: водка – совесть, знатно! – ну а у журналистов ее нет, потому что она им и не нужна, они по определению благородны и чисты, как голуби, т.е. по статусу

это наследники совковых придворных шавок, только теперь лают по-другому, и хозяева разные (ведь сегодня нет проблемы с расстояниями); у них проблема в том, что их в школе не учили сомневаться, учили только «монологической речи» (это из школьной программы)

что-то происходит с высокими качествами… кстати, вы знаете, как получилась курица? – она была как все птицы, а потом нашла эту траву, ассо, род зеленой мелкой крупы, и теперь зачем и куда ей было летать, когда вся жратва под ногами?..

вот и получилась вместо небес – территория

 

5

Магритт тоже мыслил на эту тему, только в Европе, видимо, иначе принято мыслить – критичнее, и больше с акцентом на себе, чем на прочих — ну, может, потому что там существует нормальный суд и поэтому люди не берут на себя его функции, да и трудно мыслить цельно, когда кругом раскол

так вот, интеллектуалам свойственно выделять эту территорию и – видимо, курицы вспоминают далекие блаженные времена – помещать ее где-нибудь на небесах, тут у него явный сарказм, хотя на самом деле это вполне обычный ландшафт с теми же кочками, камнями и, уверен, там даже по вечерам пьяные встречаются…

но искусство – это умение разорвать порочные круги обыденной жизни, возвыситься, спеть песнь, вселить надежду; ну, тут и жертва, и открытие мира и вообще совершенно иные проблемы, о которых ни одна курица даже не догадывается

и отсюда, совершенно иная интерпретация: у меня тоже есть своя территория, где не заходит солнце, и ангелы поют, и если ее не будет, я просто не смогу дышать; думаю, и у вас есть нечто подобное – все дело в проявлении…

Сумма зла была бы намного меньше, если бы люди только смогли научиться мирно сидеть в своих комнатах (Паскаль)

Р. Магритт. Территория

5 июня 2018

Показать статьи на
схожую тему: