ГлавнаяМодернизмЛионель Фейнингер

Лионель Фейнингер

этот художник родился в США, но начал художественную жизнь в Берлине, потом в 30е гг он снова очутился на родине – в силу понятных причин, и прожил долгую жизнь до 1956 года

он писал об организации пространства, и то была весьма современная идея: достижением было то, что они стали организовывать пространство, а не просто помещать в него предмет — это путь к цельности и тотальности восприятия мира, холизму, без которого немыслима современная философия окружающей среды

но опасность в системе, когда художник начинает воспринимать материю, мир, человека как системы, как элементы в структурах, этот путь неизменно ведет его к рациональности и конструктивизму, а этот последний опасен, потому что лишен живой идеи

так живопись становится утилитарной, средством для промышленной эстетики, строительства и пр. — как ранее она служила украшению помещений, дизайну интерьера, и как движение против этого у иных мастеров рождалось полное пренебрежение к организации реальной среды, чистая абстракция — так и понимаю идеологию Кандинского, Клее – как зрелый протест, то же — у Поллока и в значительной степени у Фейнингера в его поющих, мощных пейзажах

Л. Фейнингер. Torturm I

системность — фундаментальное основание нашего мышления в ХХ веке: в самом деле, великое достижение разума, позволяющее описать любое явление и вписать его в систему, а система — это набор структур, связи между ними, общая системность любого феномена и, следовательно, возможность его описать; и тут мы видим, что все занимает место в структуре

с другой точки, системность уничтожает метафизику, поскольку непостижимое не входит в систему, а теперь весь мир для меня понятен, это результат прогресса науки, человек решил, что теперь все ему ясно, и у Фейнингера и у Купки мир расчерчен на плоскости

этого нет, например, у Пауля Клее — там вечное искажение, и немыслимо запихнуть меня в этот порядок — напротив, у Шлеммера человек становится манекеном в этой безликой расчерченной среде; возможно, на немцев, естественно, сильнее повлияла политическая и идейная ситуация…

это путь к абстракции, потому что человек неуловимым движением выпадает из расчерченной системы, но такая абстракция становится промышленным дизайном; а настоящая абстракция — путь духа, она категорически бессистемна

тут образовались два противоположных вектора в живописи

но все мы заражены системностью, Сартр критиковал феноменализм: 

сущность не в объекте, она — смысл объекта, логическое основание ряда явлений, которые ее открывают

— ряд явлений, то есть структура, да еще логическая! — все эти попытки напоминают современную алхимию, а на самом деле бытие не сводимо «к последовательности способов его проявления» — к любым структурам, выявляемым человеческим разумом

художник исконно свободен, это его мета-черта, не поддающаяся коррекции или изменению, он бежит утилитарности, а мир стремится навязать ему ее; на самом деле, возможно, эта утилитарность сыграла положительную роль как в развитии производства, архитектуры и интерьера, и дизайна, так и в искусстве, позволив выводить из его сферы чуждые и идейно неверные вещи

оригинально, не правда ли: вы уничтожаете явление тем, что используете его в рекламе огурцов!

Фейнингер видит мир как структуру; в нем чистые сущности, нет смазанных, смешанных тонов – только чистые цвета, которые занимают сегменты пространства; тут странным и причудливым образом видоизменяются предметы и строения, и люди кажутся мошками среди этого пространства, расчерченного нашим представлением; он очень живописен, и есть в его рисунке какая-то первозданная энергия, мощь; в ней можно увидеть и социально-политический смысл, ведь эти мощные цветовые структуры можно вполне противопоставить столь же силовым и мощным – серым идеям, которые тогда правили Европой

9 октября 2017

Показать статьи на
схожую тему: