ГлавнаяМодернизмДалиСальвадор Дали. Гомер

Сальвадор Дали. Гомер

в нашем сознании смыкаются эпохи в неразличимую стену Истории; точно так же Гомер – некий бесформенный монолит, в котором мы не различаем граней или лиц

это слепое чудище эпоса, окаменевшее впечатление древности

мы вообще не различаем и не анализируем такие ключевые понятия и фигуры – они застывают на постаментах навсегда – до той поры, пока сознание не начнет вчитывание и вглядывание…

это жажда иного горизонта, скачка по ровной плоскости, сухой треск копыт на камне, троянское жаркое солнце на ахейских щитах…

художество непостижимо, величие и красота, гений и подвиг, как светлые видения, парят в воздухе земном, никак не соотносясь с нашими привычными категориями и силой тяготения

каменеющие тела — мраморность ликов — музыка веков

настоящий художник никогда не придумывает мир, не вносит искажений — напротив, всеми силами стремится справиться, исправить, расправить естественные искажения сознания

это пещера волшебного сна, раскрывающая мир иной

каменные фигуры и скалы троянские, застывшие в миг первого чтения — навсегда

и, вожделенная и прекрасная, женщина всегда спит в тени, отбрасываемой великой катастрофой

чудесные нелепости, непонятные и влекущие громоздкие кренделя чудес, взрывающие панораму

творение гения разрывает цепи мира

творчество — ящик Пандоры, из которого вырываются мучительные образы — правда, которую мы заботливо спрятали, смирившись с тремя измерениями,

но в миг истины они вырываются – это сумма разрывов, биение копий о щиты, парящие в воздухе сосуды

но невозможно прочесть: цельность восприятия великих творений нами утеряна,

это чреда снов, как хлопушки, они взрываются в чистом воздухе надо мной

и теперь мы воспринимаем их адекватно, как случайные взрывы красоты в тягучей банальной реальности

С. Дали. Апофеоз Гомера

разрывы, разрывы — никакой суммы не получается

потому что образы врываются в наш мир совершенно неожиданно и случайно, искусство прикровенно, это не система — это сумма открытий, взрывающих тусклое сознание прагматиков

это похоже на разрыв пакета с продуктами – все летит на пол! — это вечная болезнь

герои, каменея, все тянут руки друг к другу в неистощимом вожделении страсти

окаменевшие и состарившиеся за десять веков, угасающие среди серого мира без любви

 

сам Гомер стал Троянским конем — он сокрыт в темном чреве находки…

из гигантской посылки лишь сыпятся бюсты – нет лиц —

каменея, гений уходит от людей, время стирает самые ценные и интимные черты, и мы крутим его образы в пустоте сознания, не в силах постичь их вполне

на творении его — каменная печать забвения

и мы пытаемся сломать ее, снова и снова возрождая и постигая сегодня иначе то, что знали вчера, — это и есть процесс культуры

кричащая плоть и крепкая рука, кровь Гектора, изящные изваяния вздыбленных коней, ломкие сращения героев и строк, царей и богов

недоказуемая теорема
учит, как воплотиться
а вдали по волнам летит трирема
ставшая каменной птицей

это же вся твоя жизнь нелепая и прожитая ради непонятных смутных образов

отчаяние мастера и в каменеющем сознании уже вечная неслиянность смысла

*

все искусство чтения Гомера, видимо, в отрешенности от сюжета; мы сами не заметили, как стали читать иначе – развили иную, более высокую, культуру чтения классики, когда она не повествует о событии, но воздвигает незыблемые твердыни духа; наши учителя до сих пор учат нас, что он написал эпос, то есть связный рассказ о событии – Троянской войне, — однако где есть боги, нет простой связи…

и потому Дали ощущает его текст как сумму феноменов, которые существуют сами по себе, они самоценны и стали храмами культуры вне связи с общим замыслом – ну, к примеру, это поединок Ахилла с Гектором или дом Одиссея и все там происходящее

то есть, получается, что произведение искусства представляет собой одновременно целое – и мы можем говорить с полным основанием о его удачной композиции или связности частей, некой системе образов и пр. – и набором выдающихся отдельных явлений; то есть, существует панорама и глубокие шурфы, вертикали, да и все искусство в целом не таково ли?..

у нас развивается иллюзия цельности, которую сюрреализм разрушает

с другой стороны, Дали не читает Гомера перед нашими глазами: он дает нам слепок текстов в своем сознании, и эта ломкость, искаженность и пространства, и парящие предметы – уникальный снимок сознания, восприятия одним гением другого; тут нет никаких иллюстраций к Гомеру – да они и не нужны; а нужна иная проекция, иное ощущение, пронзительное проникновение в ткань текста, в ауру гомеровского сознания…

одновременно, это современная проекция, тут работают, например, сама сложность и несвязность композиции и алое зеркало слева и лежащая женщина справа – отражена разность наших состояний и восприятий…

и в самом деле, как мы читаем сегодня Гомера?

способны ли вы, признайтесь честно, к ровному и спокойному чтению строка за строкой, в том мерном ритме, с той глубокой музыкальной эмоцией, которая была свойственна великому слепцу? читать, как священный текст, как песнь божественную?.. конечно же, нет – мы не можем так читать! но мы читаем его по-своему, вырывая куски, зажигая особенно удачные образы – мы разлагаем его на части, анализируем, что-то стало главным, что-то главное (например, боги!) ушло навеки в тень…

но мы утеряли ориентиры; и чувствуется глубокая правда в этой картине, где наше разбросанное и фрагментарное сознание взрывается осколками впечатлений на ровном и спокойном, и глубоком, как океан, фоне мировой культуры

18 июля 2019

Показать статьи на
схожую тему: