ГлавнаяМодернизмДалиСальвадор Дали метафизик

Сальвадор Дали метафизик

вы говорите: метафизика — и на самом деле сливаете в этот черный ящик все ненужное, чтобы забыть о нем в ту же секунду и продолжать жить в этом мире как ни в чем не бывало; есть такая область, – говорите вы, — есть? – на самом деле? у кого, где? – и каким образом вы ее чувствуете… она вас мучит?..

на самом деле большинство людей у нас вообще разучилось задавать вопросы, тяготеют к ясности – и тяготятся ею – отсюда полное отсутствие всякой философии, то есть всякой интеллектуальной жизни и всякой метафизики, разумеется

Дали живет в другом мире, в мире, где все эти вопросы ужасно актуальны; и метафизика, для него, это проблема, вопрос, запрет и надежда, смысл и упование, и миссия

 

почему я не желаю принять окружающую реальность и вообще не признаю за ней этого названия? – да потому что в ней нет величия, достоинства, простых ценностей типа красоты или веры – ничего нет, мне часто вообще непонятно, что они суетятся, во имя чего бегают и дерутся?..

придумывают себе каких-то грошовых кумиров, людишки, обреченные на мелочность, злобу и пошлость

это открывает дверь в храм под названием «Сальвадор Дали» — Salvador – спаситель, не меньше, и он эту миссию – спасти культуру – воспринимал весьма серьезно, он в своем знаменитом «Дневнике гения» не раз пишет о несчастных (о нас с вами), которым не посчастливилось родиться Сальвадором Дали

потому что жить надо гениально, и кто бы стал спорить с этим? – а, между прочим, вы зря иронизируете на эту тему: вы уверены, что лишены дара? – вы пробовали? – трудились день и ночь, пытались взрастить талант?..

я совершенно убежден, что речь тут идет вовсе не о уникальном гении, не о высшем избрании, а в большей степени о нашей лени и неверии, мертвящем скепсисе и бессилии интеллекта, который отвык от благородного и самоотверженного труда

 

человек живет в разных мирах, если он человек, разумеется, а не просто частица – массы, страны, народа, партии и пр. чепуха – и, как человек, он не может не ощущать этой высоты, этой запретной для сознания области, где – он чует это — самое ценное и настоящие горизонты сознания и спасения (неразрывные понятия)

в нем жизнь животная – живот урчит, сердце колотит – но ею не исчерпывается человек; и он выходит за пределы сознания, чтобы ощутить небесную невесомость гусиного перышка, в мире, где уже нет тяготения и будничных тягот, и толпы зевак, и денег, и прочей ерунды

С. Дали. Без названия. По мотивам «Головы Джулиано Медичи» Микеланджело

видите, в человеке разворачивается обычный пейзаж, будничная жизнь сознания; однако мыслитель всегда ощущает раскол, в нем живет античный идеал – или герой – который бросает застывший взор в Вечность

и там невесомые строфы, легкие античные нимфы, сияние вечной премудрости; вы стремитесь обрести единство, совместить мир и Бога – как же, все мыслители только об этом и писали! – а я не желаю единства! — мне нужен раскол, потому что это дверь в горний мир

тут царят идеалы, тут Бог взирает на меня с высоты и перед Его всевидящим взором мир становится пустыней – я должен отринуть все окружающее, написать мир заново, создать мир

называется – творчество, и иного не бывает

 

в таких условиях я отвергаю модернизм, отвергаю саму живопись, потому что в такие трагические времена, простите, мне непонятно, как мыслящий и серьезный художник может искать эффекты и упиваться гаммой – тут вещи посерьезнее

ничего серьезнее красоты? – да, если красоту понимать так же, как те понимают эту самую метафизику, то есть совершенно и безнадежно абстрактно, но где страсть, где трагедия, где мучительный гений – там не может быть блаженной абстракции — увы

 

ВЗОРВИТЕ ВАШИ ГОЛОВЫ

 

слышите меня? – другого выхода нет, и пусть это кажется вам сейчас безумием, позже вы поймете, что я спас ваши души

он настраивает на определенный тон и пафос беседы; я ощущаю его прямое воздействие…

 

вообще, это не для всех; нет, я речь веду не о профанах, не о пошлости – речь о другом, тут ведь стоит вопрос о самом существовании живописи; взрывы, революции, нигилизм – это все очень серьезно…

я люблю живопись и не могу пойти на этот зов; я люблю хороший колорит и ненавижу революции любого рода; мне кажется, развитие человечества и любого отдельного человека – процесс весьма органичный и естественный, и тут опасны и вовсе ничего не решают взрывы и прочие катаклизмы

эта мысль ужасно не понравилась бы маэстро

вполне нормально: мы умеем понять друг друга, хотя мыслим по-разному и верим в разные идеи, ок, ничего страшного не случилось; не всем понравится жить с взорванной башкой…

С. Дали. Взорванная голова

Поль Рикер:

Именно из художника надо исходить, чтобы понять, какова та ситуация, которую он сделал своей, создавая произведение… 1

художник представляет нам духовную карту, набор смыслов времени; он эта самая взорванная голова, которая выдает суть, правду – в разорванном, изломанном, хаотичном и каком угодно виде, и всегда это прикровенность, тайна; что до меня, так предпочитаю частицы и осколки правды всей этой гладкой, глянцевой культуре, это аксиома

Только косвенным путем можно устанавливать, какие отношения связывают философскую деятельность с ее эпохой, поскольку их можно отыскать только в самой деятельности, и наиболее совершенной является такая деятельность, которая как можно больше утаивает.

напрямую относится к сюрреализму: это утаивание не может быть иным, то есть, нет иной стратегии выработки и выражения смыслов; они выражены тайно, в ином мире и ином измерении

Отношение выявления-утаивания — есть высшая форма существования языка в мире.

а вот эта цитата прямо относится и к нашей приятной беседе: культура есть вскрытие тайного, постоянная реализация заложенных в опусах энергий и смыслов – повторим еще раз: пусть у вас другие смыслы и вы верите в другие идеи

все чудо человеческой культуры именно в этой способности понимания – самых разных позиций и идей; в конце концов, Бог даст, мы и придем к чему-то общему…

 

философия, как и любое творчество, начинается с изумления, вопрошания, трагедии, наконец, потому что если человек не открыл еще к сорока годам, что он трагически расколот, неедин и не может собрать воедино свое сознание; не обладает цельностью и не мучится с самыми основными вопросами бытия – он еще жить не начал

эти люди, которые медленно проходят по залам выставки и всматриваются в названия картин, у них есть вопросы? – они хотели бы понять это или нет, или им все равно и они никогда не задавали этих главных вопросов, над которыми он бьется днями и ночами – но возможно ли такое различие между двуногими?!

наверное, это род атрофии, потому что человек может привыкнуть жить без чего угодно – без глаз, рук, ног, без сознания, без вопросов, — вот он и живет, используя свою изумительную способность к выживанию – благо есть люди, которым ужасно (так они полагают) выгодно это безмолвное и безучастное стадо

и, наконец, верно и то, что мы движемся, развиваемся, я надеюсь на это, — и потому так полезны эти сдвиги, взрывы и зовы, которые всегда сначала звучат несколько резко, это дело привычки, не надо сразу отшатываться – попробуем разобраться спокойно…


1. История и истина

11 января 2018

Показать статьи на
схожую тему: