ГлавнаяИдеиСтражСовременность

Современность

странное явление: самое насущное, актуальное, вот оно, вокруг нас – а уловить трудно; и в творчестве, в дискуссиях люди блуждают и делают глупости, полагая, что они жгуче современны

снимают дурацкие «авторские» фильмы, где муссируют пороки времени, показывают слепоту, заблуждения, пошлость, мерзость – на самом деле свою слепоту и свои блуждания в лесу жизни; но главное: дух современности

уважают время

современный жаргон, вкусы, типы, темы; копируют самое низкое и пустое, полагая, что «в этом что-то есть» — а трудно отличить настоящий бунт от дурачества кретинов и паразитов

уважать надо Вечность

то же с другими парами, выбор всегда ложный, можно смело делать ставки: выбор будет непременно ложным, потому что истина – иерархия, и если неправильная позиция, то на любом уровне – быт, эстетика, философия, — выбор будет ложным

это как зашел не в тот дом, и сколько ни броди и какие прозрения ни придут в твою дурную голову, все равно не найдешь нужную квартиру, потому что не тот номер дома – это очень просто…

мелкое сознание всегда выбирает ложное направление и мечется потом среди суррогатов; отсюда, у них иллюзия движения, развития, а на самом деле ничего не меняется, ничего не происходит

это как омут: вода тяжелая, неподвижная, хотя на самом деле там бешеное движение разных мелких насекомых и всякой дряни, только оно именно увеличивает вес воды, обеспечивает недвижимость главных сил — смерть течений…

ничего не происходит, не меняется ни на йоту, потому что нет производства смыслов, нет творчества, не нарастает потенциал; сумма мелюзги увеличивается, давит и определяет вектор – вниз

пессимизм, цинизм и пустота плюс искусственные стимуляторы – без них уже никуда, и это считается самым современным; современно именно бессилие, цинизм, и у них получается: самобытная личность, творец — архаичны, полный бред

мелюзга повсюду, она легко отдается во власть манипуляции, которая теперь становится главной силой; мы переоцениваем роль самих манипуляторов, их талант и всесилие – просто масса стала слишком легко управляемой, безвольной и бездарной

толпа не развивается

ей нужно всегда одно и то же, в любое время; хлеба и зрелищ – 30, 40 веков подряд, и ничего нового; сфера развития – мыслящий субъект

и эти «творцы» бездарных опусов изобретают убогие формы «современного сознания», муссируют болячки и пороки, спекулируют на политике, тащат на экран любую дрянь

но смысла там нет

все труднее прийти хотя бы к одной настоящей современной идее, осознать себя и жизнь вокруг себя, словно они потерялись в лесу жизни, стадо без пастыря, слепая масса человеческой пошлости…

потому что эта одна идея базируется на всем фундаменте настоящей культуры и как правило не имеет ничего общего с этой видимостью современности и актуальности, с кишащими пороками, мерзостью, паразитизмом и пустотой

в ней есть порыв, воля к власти

которая разбивает тощие оковы современности или цивилизации, или любые другие: одно настоящее человеческое движение мигом разрушает любые стены и оковы, потому что это картонные декорации, возведенные манипуляторами

у которых уж точно нет ни идей, ни порывов, одна пошлая алчь без границ

ей противостоит мыслящий человек, его воля, порыв, творчество – это все, только так рождаются истинно новые смыслы и истинно современное сознание, без суррогатов

и даже талантливый художник подпадает под общее оцепенение и лепит суррогаты; ну что такое эти торчащие из стен ноги или деревяшки, кирпичи, странные свалки? – дань этой самой суррогатной «современности»

запутавшийся, заблудшийся обыватель узнает тут себя

это не искусство, потому что оно никуда не ведет, в нем нет порыва, нет воли к власти – только фиксирует тупики; а в чем смысл такой фиксации?

ну да, мы знаем, что глупы и слепы – что дальше?..

дорога в никуда, и многим нравится, собственно, не движение (не ведают Пути), не творчество, а именно такое топтание на месте, иллюзия развития, смысла, прогресса, плюс эти «современные» формы

ничего другого не надо, и все делают вид, что довольны, что поняли – а что там понимать? – что во всем этом как бы есть как бы смысл – негласный договор придворных из известной сказки про новое платье короля

вот, эти «авторские фильмы», равнодушная чернуха, затянутые кадры, намеки на пустоту и многозначительные символы типа пьяного мужика на обочине, набор совершенно мерзких, бездарных сцен ни о чем

все в тусклом свете, с жаргончиком – узнаваемо, динамично, кипящая пустота бездарного и безблагодатного сознания

и задаешь вопрос: кино – это искусство?

погодите орать, посмотрим на вопрос серьезно: физика не искусство – это наука, что ее совершенно не унижает; все пытаются представить феноменологию или эстетику наукой, а это не науки, это искусство; тут страшная путаница

есть серьезные ученые, которые сомневались, что психология – чистая наука, например, Эрих Фромм; я лично убежден, что не существует никаких «гуманитарных наук» — это искусство, и полагаю, такое звание их вовсе не унижает – наоборот

кузнец в XVIII веке нарисовал узоры, руководил производством кованых решеток; они молотили этот чугун в истовом порыве настоящих мастеров, и потом появились решетки Летнего сада – это искусство? – да, однако кузнечное дело явно – ремесло

это не значит, что оно непременно должно быть бездарным; есть талантливое ремесло и бездарное искусство; сколько попыток сделать фотографию искусством, люди обижаются, когда ты это оспариваешь

я люблю Мана Рэя, но фотография не искусство; и ее родной брат — кино — не искусство; потому что в искусстве не просто есть поэзия и мистика, оно на этом стоит, создавая новый мир, выражая (а не отражая) базовые смыслы

в кино все иначе, что не отменяет шедевров Бергмана или Тарковского, там пронзительный человеческий смысл, образ, мистика, философия – только в основе все равно высокое ремесло

сам Бергман это ощущал, когда в своей книге называет Тарковского лучшим – именно потому что ему удалось «создавать сны», вплотную подойти к настоящему чистому искусству; да не о том речь – десяток гениев вовсе не превращают кузнечное дело в искусство, тут вопрос не о качестве, а о природе данного дела

к чему этот разговор?

к тому, что увлечение мыслящих художников авторским кино на самом деле вывело из сферы аутентичного творчества сотни талантливых людей; а тут было увлечение процессом – а не смыслом, вот и плачевный результат

его не смотрят – а почему? – да потому что такое кино нарушает эту природу жанра, искажает смысл ремесла и не возвышается до смысла искусства: кузнец стал делать игрушки…

а ремесло – штука непростая в нашем мире автоматизации и паразитизма; и они уже не способны овладеть ремеслом, ибо сознание и воля их разъедены пустотой и паразитизмом, они дурно образованы, дурно воспитаны, вкуса нет, мало читали – все хватали на лету, полная и вечная хлестаковщина!..

кстати…

вы заметили в бессмертном опусе, что этот герой как-то слабо соображает, плохо знает жизнь, о которой так охотно болтает и врет – ну, суп из Парижа, арбуз за 700 рублей и пр. – и я понимаю теперь, почему; я понимаю теперь природу того архаизма сознания, который наблюдаю вокруг

знание ремесла, компетентность позволяют человеку естественным образом существовать в реальной жизни; он ясно представляет страну, народ, среди которого живет, этику и эстетику этой жизни: компетентность бывает лишь общая и отражается во всем

точно так же и профанизм, которым так богата бесконечная равнина, и вот именно из него и вырастают такие странные режиссеры, которые норовят разом в дамки попасть; или эти странные либералы, про которых вся брань была высказана 150 лет тому назад

сплошь люди вне времени, совершенно не понимающие современности, долбящие одну и ту же скучную тему – меня, искренне говорю, они повергают просто в шок

эти наследники совка, ничего не видящие и не слышащие (все еще за тем самым занавесом проживают), люди принципа, люди убеждений, и вот эту стену не прошибешь ничем

естественно, каковы творцы – такова и эстетика

они говорят: ведь живопись – это поиск формы, не так ли? – так, когда есть содержание; а если его нет, получается странный поиск формы для пустоты, вечное умножение на ноль

и я вижу это на выставках, в сети – кипит пустота! – люди слишком легко поверили в мощь технологий, убедили себя, что современный человек стремительно бежит в будущее, иначе это архаизм, слабость

и бегут, не зная куда, зрелище безотрадное – и это не только у нас, на бесконечной равнине; мир трясет не одна лихорадка, люди ощущают слепоту и потерянность и хватаются за что попало, отсюда болезненные судороги творческого сознания, суррогат на суррогате

кто-то над этим смеется – кто-то платит миллионы, и то, и другое — нервная реакция; хотят глотнуть кислороду, а вокруг один со2; бросьте, ребята, вы просто не там его ищете — пойдите в лес

только не разводите там костров

 

дополнение

Э. Гуссерль:

Сущностному различию созерцаний отвечает сущностная сопряженность «экзистенции» (здесь очевидно в смысле чего-либо индивидуально здесь-сущего) и «эссенции», факта и эйдоса 1

творческое восприятие идет от этой экзистенции, оно себя-мыслящего созерцает и ощущает, и претворяет, реализует в смыслы и понятия; способ бытия; да и какой факт без эйдоса, какая реальность без созерцающего, реализующего ее сознания

кроме того, существование этих фактов как смыслов – а это уже реальности иного уровня – вообще условно, пока не претворено в моем сознании, моей творческой фантазии, а значит проблема не в том, как я воспринимаю реальность, а в том, как ее возвысить, реализовать в человеческом сознании, минимум: осмыслить – придать смысл

и если во мне нет этой настоящей творческой экзистенции, этого личного, здесь-сущего, если нет субъекта – нет и никакого смысла в реальности, которая остается просто мертвыми камнями; реальность, мир – это то, что я создал – освоил, принял, возвысил, сотворил — в своем сознании

картина Клее – вот современный мир с его летучим знанием, застывшими мертвыми формами цивилизации, неуловимым субъектом и мучительным сознанием индивида, затерянного среди каменных громад

тут его мечта и страх, его дом на семи ветрах, который вот-вот оторвется и улетит, совершенное отсутствие оснований, все в сознании, все в фантазии, и на этом сияющем фоне тысяча фактов в вашем поганом ящике стоит ровно один грош!

П. Клее. Вращающийся дом


1. Э. Гуссерль. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии, ч.1

27 мая 2020

Показать статьи на
схожую тему: