ГлавнаяИдеиСтражСмысл искусства

Смысл искусства

Ф. Шеллинг:

Искусство остается для нас единственным и вечным откровением, чудом \удостоверяющим реальность\ высшего бытия 1

Философия объективируется лишь художественным творчеством

Художественное произведение, поднимаясь из глубин природы,… раскрывается во внутренней бесконечности и полноте, наконец, озаряется грацией и обретает душу 

Творчество – некая божественная гармония в человеке, позволяющая ему преодолевать трагизм мира, и красота нечто большее, чем форма и содержание образа: она предгармония, великая духовная охранительная сила

Винкельман возвысил искусство до царства абсолютной свободы…\объявил задачей\ выражение духовных понятий 2

Я. Беме:

Мистики понимали творчество как духовное восхождение: «молния восходит в зное» между стихиями земными, и «восшедшая в молнии сила есть любовь» 3

Пушкин:

Цель художества есть идеал, а не нравоучение (Статья 1836 г.)

Ш. Бодлер:

Различные лики абсолюта… 4

Х. Ортега-и-Гассет

Миссия искусства – создавать ирреальные горизонты. Чтобы добиться этого, есть только один способ: отрицать нашу реальность, возвышаясь над нею. Быть художником — значит не принимать всерьез серьезных людей… 5

Т. Адорно

Сущность, которая «ищет собственной гибели, воплощением которой является тотальность произведения»

***

цель такого восприятия искусства, литературы — свобода от мира сего, словами Гадамера, “противостоять натиску вещей, возвыситься над ними — значит иметь язык, иметь мир” 6

Вожди стали пользоваться всем понятным языком — мы оказались окружены ложью объективированных понятий 7

искусство первое почувствовало страшную ложь этого безликого языка и вновь и вновь стало возвращаться к великой интуиции Беркли; Мир «объективный» ушел из него навсегда; Гадамер определяет творчество как

Прирост бытия, который подлежит сущностному определению в качестве становящегося представления

отсюда, все эти люди, которые критикуют действительность и выражают какие-то хорошие планы реформ и призывают к действию и свободе, устраивают фотовыставки или снимают актуальное кино – могут быть полезны, но явно не имеют никакого отношения к искусству

очень просто произвести критику – очень трудно осуществить тот прирост бытия, о котором они писали

А. Блок:

Хорошим художником я признаю только того, кто из данного хаоса… творит космос 8

Н. Бердяев:

Прорыв к бытию

итог: искусство — мир божественной гармонии, возвышенное до свободы, выражение духовных сущностей, лики абсолюта; это свобода от мира, прирост бытия; художник из хаоса творит космос

главная идея: создавать вне существующего контекста и не повинуясь ему, овладеть миром горним, создать образ, ступить за черту; это не отражение, а выражение – Сущего

в малой степени доступно оно художнику, но он не будет заниматься ничем другим, не станет решать социальные проблемы дурного толка, не полезет в политику и пр.

все гении говорят об одном: царство духа, возвышенность и мистика, Космос

однако такое состояние творящего сознания требует жертвы, отказа от мира – вы не от мира сего – вполне относится к настоящему художнику, потому что не так мощно наше бедное сознание, чтобы могло разом пребывать везде

кто везде — тот нигде

 

секретная жизнь

есть нечто за кромкой видимости, насущное, интимное, главное? – вне фикции,

где настоящие ценности

она чаще представляет собой пустоту, которую современный обыватель и спешит заполнить чем угодно, торчит какая-то глыба, напоминая о земле, о инстинктах, человек во всем ищет опору и не находит — каменеет, опустошение штука серьезная, и у него своя технология; вообще, Магритт не находит тайн, и его это тревожит

сплошное разоблачение пустоты

которое тоже оказывается пустотой, потому что настоящее искусство – это рождение жизни, прирост, созидание, продолжение Акта творения, это генезис

Р. Магритт. Секретная жизнь

человек ощущает себя мелким, и ошибка художника, когда он начинает искать в этой пустоте, в этой мелочности и пошлости рассудка

и он тоже делает эту ошибку, потому что он живой человек и хочет говорить правду

акробаты жалки

человек страшно неустойчив, гнется, ломается, его тело, как и его душа, совершенно как пластилин – лепи что угодно, только дай хлеба и зрелищ, это просто масса, мировая пыль

порядок и полное доверие, автоматизм жизни так же томят, как и хаос и полный разлад и недоверие

человек выпадает из любой системы, и именно в годы бурного развития системных методов, когда систематизировали все и мир стоял на грани настоящего нового экономического порядка, художник говорит: пришло время пересмотреть идею порядка

Р. Магритт. Антракт

в наше время все это азбука: мы понимаем, что из людей они лепят какие-то узоры, превращая их в странные массы

и каменные птицы летят над миром

вечно у него некоторое сомнение в реальности происходящего: это же просто ретенция, мгновенный снимок реальности, а вот какова она на самом деле… но познать ее можно лишь из совершенного сознания, а где его взять – кругом автоматы и акробаты

таково уж свойство нашего социального сознания – то есть такого, которое утеряло личные качества, качества субъекта и стало общим, частицей общей массы – мы все обращаем в культ, нам нужны ценности, вот и возводим в этот ранг что попало, сплошные идолы — и весь наш мир начинает напоминать такой вот каменистый пейзаж, где только одно живое небо осталось… но до него слишком далеко…

это искание духа, духовная жажда в чистом виде; тут не выдумывают идеи – это несут в себе, иначе ничего не получится; и остаются этот камень, смерть – и боль в живой трепещущей и взывающей душе

по всему этому, многие вещи придется признать чем-то другим, не искусством; но возможно, в наше время функции искусства изменились и теперь можно трактовать творчество более широко, ведь у нас в образовании, культуре, науке сплошное творчество…

я против расширения понятий; действительно, творческие силы человек тратит, реализует в самых разных областях; однако пусть искусство останется тем высоким космосом, который мы тут описали с помощью десятка гениев, прочие вещи можно назвать как-то иначе

не надо смешений, мы и так оказались в совершенном хаосе, в котором трудно различить самые простые понятия; тем более что я вижу, как – пусть от противного – в современном творчестве живы все те же высокое упование, жертва и порыв


1. Ф. Шеллинг. Сочинения в 2 тт. М., «Мысль», 1987, т.1, с.476

2. Ф. Шеллинг. Сочинения в 2 тт. М., «Мысль», 1987, т.2, с.55

3. Я. Беме. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. М., 1914, с.132

4. Ш. Бодлер об искусстве. М., «Искусство», 1986, с.64

5. Самосознание культуры и искусства ХХ века. М., 2000, с.341

6. Там же, с.514

7. Х.-Г. Гадамер. Истина и метод. М., “Прогресс”, 1988, с.218

8. А. Блок,. Собр.соч. в 6 тт. М., 1982, т.5, с.136

29 июня 2020

Показать статьи на
схожую тему: