ГлавнаяИдеиСтражКонгломерат

Конгломерат

…насколько же ложно химерическое понятие о равенстве людей, перевернувшее мир 1

для современного художника, социальное отсутствует: он его просто не видит

это конгломерат, в котором он не различает лица, лиц нет, просто масса – любимое слово вождя пролетариата – а у массы нет лиц, нет смысла, нет стремления, собственно, нет ничего – нетовщина

поэтому если мы хотели бы выделить тему толпы, человечества… вот, пришлось бы довольствоваться такими этюдами…

Х. Миро. Иллюстрация к пьесе А. Жарри «Король Убю»

художник потерял тут человека

главная его задача — все же увидеть человека, отыскать его – вечная тема Диогена – только ни с каким фонарем тут его не найдешь; однако интересно не это, а та веселая энергия, с которой Миро пишет свои быстрые вещи

пестрый ком, в который сливаются люди, веселит его; весь этот поток (знаменательное слово) – сверкающий конгломерат форм и движений, и сама яркость этой формы исключает содержание

чистые цвета, которыми он работает, лишь подчеркивают отсутствие смыслов, т.е. оттенков, и тут я нахожу удивительное свойство самой живописи: изображать так ярко саму пустоту!..

повторим известное

Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы; он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом, и самое опасное и самое существенное в психологии толпы — это ее восприимчивость к внушению

весьма образное определение толпы дал Г. Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю»; тут сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление, и «образуется коллективная душа»тут есть противоречие: листья – это одно, это частицы, душа – нечто единое; существует ли эта душа? – и такие определения в какую позицию ставят политика?

у толпы, партии (а это род организованного сектора толпы), массы нет идеологии, все это фикции, которые он формулирует, навязывает, внушает с исключительно корыстными целями, руководясь лишь собственным интересом

то есть, этот нелепый феномен толпы, массы даже не предполагает какой-то морали или смысла, так что и претензии к разного рода ублюдкам и коррупционерам выглядят вполне условно… существует ли социум? – нам теперь ясно, что это в общем вполне условное обозначение; вы можете наметить, описать его с целью сформировать – тем или иным способом вы навязываете людям определенные представления и идеи, которые по определению будут ложными

Человечеству остается только считать химеры, которые оно себе вымышляло и жертвой которых последовательно становилось

все наши художественные, политические или социальные понятия непременно носят на себе могущественный отпечаток иллюзий, якобы для будущих свершений, которые, однако никогда не наступают; Лебон делает вывод:

Главным фактором эволюции народов никогда не была истина, но всегда заблуждение

мыслящий субъект может испытывать к толпе, массе, населению лишь одно чувство – отвращение; оно будет его мучить, и он будет пытаться преодолеть его, однако ничего иного не будет

исследователь напоминает посетителя зоопарка – никуда от этого не денешься, какие бы благие помыслы и комплименты «человечеству» он ни высказывал

тут люди, превращенные в пыль, конгломерат, и это отвратительно; и никакие «общественные» интересы и цели никогда не оправдают такого уничтожения личности: как правило за ними стоят вполне отвратительные и лживые фигуры – и все та же вечная алчь

и художник не может не понимать этого; по сути дела, он не знает, что делать с этой толпой, и чем он поверхностнее, легкомысленнее, тем с большей охотой пишет массовые сцены – т.е. это получится Ренуар; то, что было хорошо у Брейгеля, теперь не пойдет…

Пауль Клее относится к массе, городской среде вполне иронично

П. Клее. Замок и солнце

он показывает дробление, исчезновение человеческого: город превращается в ритмический орнамент; и при максимальном дроблении формы, его сознание остается устойчивым: это солнце становится новым центром мира, в котором исчезает человек

это, определенно, карикатура; то есть, я хочу сказать, что умный, значительный художник, выходя в социум, не может мыслить иначе, чем в этом жанре – мысль занимательная…

в эпоху социальных потрясений и иллюзий перед модернизмом встала дилемма: карикатура или метафизика

каждый из нас ощутил это воздействие; только встал в строй, только влился в поток – и твое сознание неуловимым, но решительным образом изменилось; ты перестал быть субъектом

наверное, это более легкий способ бытия, и человек инстинктивно его принимает; все наши оценки, идеи, суждения зависят от фона, и мыслящий человек стремится создать какой-то нормальный фон, освоить, построить более широкий горизонт сознания

только там складываются какие-то объективные измерения мышления, личности, проблемы; там человек понимает условность любых сравнений и оценок, выходит в широкую сферу настоящей философии, творчества

а в толпе все критерии мельчайшие, и ты ощущаешь, как тебя захлестывает эта стихия, вокруг стадо слепых коров… да, я полагаю, что не надо стесняться этого отвращения, особенно в наше время: цена тут слишком велика

для меня, совершенно очевидно, что мысль Лебона верна: в толпе нет истинных представлений, все кумиры, идеи, ценности – ложные, одни фикции, которые призваны держать в относительном покое это стадо

при этом существует известная моральная подмена, ложный императив: надо уважать людей, и чем их больше – тем более, это кажется вполне естественным; однако уважение к «человечеству» тут явно в противоречии с настоящим уважением – еще одна абстракция, уничтожающая всякий смысл понятия

так или иначе, художник рассматривает толпу, ищет человека — и не находит лиц; человек – сквозящий абрис – почти обещание; поверить в него иронично и по-доброму – это максимум, на который он способен

П. Клее. Фокусник

 

Дополнение: Сципион Сигеле, «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии»

Социальная индивидуальность параллельна человеческой индивидуальности (А.В. Эспинас)

человеческие силы, будучи соединены, не складываются, а уничтожаются

Толпа — это груда разнородных, незнакомых между собою элементов. Лишь только искра страсти, перескакивая от одного к другому, наэлектризует эту нестройную массу, последняя получает нечто вроде внезапной, самопроизвольно зарождающейся организации. Разрозненность переходит в связь, шум обращается в нечто чудовищное, стремящееся к своей цели с неудержимым упорством. Большинство пришло сюда, движимое простым любопытством; но лихорадка, охватившая нескольких, внезапно завладевает сердцами всех, и все стремятся к разрушению (Г. Тард)

«Подражание, это — настоящая эпидемия, зависящая от примера так же, как возможность заразиться оспой зависит от того яда, при помощи которого последняя распространяется. Подобно тому, как в нашем организме находятся болезни, которые ждут самой ничтожной причины, чтобы развиться, точно также в нас находятся страсти, которые остаются немыми, когда работает рассудок, и которые могут проснуться благодаря одному только подражанию» (Жоли)

«Живя постоянно с лицами, бессвязно думающими, нелогично рассуждающими и поступающими, наш мозг, получая от них постоянно ненормальные толчки, стремится принять то же направление, и оно, благодаря своему влиянию на наши интеллектуальные способности, заставляет нас подражать их поступкам.» (Рамбосон)

 

не все поддаются; Сигеле пишет:

Гипнотическое внушение открывает только те состояния, к которым душа предрасположена

Толпа вообще больше расположена ко злу

Толпа — это субстрат, в котором микроб зла развивается очень легко, тогда как микроб добра умирает почти всегда, не найдя подходящих условий жизни


1. Г. Лебон. Психология народов и масс

16 июля 2020

Показать статьи на
схожую тему: