Алфавит

тема цивилизации

1

книга «Алфавит» о проблеме цивилизации, которая противопоставлена дописьменному обществу, где не зафиксированы никакие ценности и значения и вся жизнь напоминает дикое поле…

вопрос, что же, у нас совсем нет культуры? – некорректен, потому что какая-то культура есть везде хотя бы в виде традиций, моральных устоев и пр., только важно не наличие элементов культуры, а отношение к ней населения, не состав, а процесс

отпадение от культуры, одичание – неизбежный процесс в нецивилизованных формациях; тут ведь покоя не бывает, вечное движение, вечное развитие – в ту или другую сторону – мы это дикое движение наблюдаем во всех сферах, в частности, в законодательной

в России теперь отстраненность от культуры принимает массовый характер, и это уже становится видно невооруженному взгляду; при этом, разумеется, чем резче отпадение, тем громче гимны культуре, «великой классике» и пр.; является масса оборотней, лжепророков, блесток, которые играют роль звезд

кстати, не всегда именно художники или деятели являются настоящими носителями культуры, а отщепенцы и хамы – нет; в первых подчас поражает апатия и бездарность, в то время как вторые являют бунт и протест, которые, с учетом ситуации, ближе к духовности, чем безликие опусы с претензией на оригинальность

отстраненность принимает разные формы; самой модной является гуманитарное «научное знание», «строгая наука», в которой очень удобно сидеть, сотрясая воздух непонятными формулами; есть и другие формы, более массовые

скажем, яростная борьба за единый экзамен, который призван был покончить с настоящей русской школой, велась под флагом передовых технологий; другой сегмент – патриоты, которые ведут войну с культурой под флагом ретроградства и охранительства – море вариантов, а суть одна

это комплекс духовной неполноценности, который швыряет их то к церкви, то к лирике, то к физике, но нигде уже опустевшая душа не может найти пристанища; и начинаешь понимать прикровенность культурного процесса, который раньше казался почти автоматическим

и может, именно поэтому в некоторых из нас рождается особый пиетет и жажда, и стремление понять, и настоящий творческий дух – и значит, это нельзя уничтожить и у нас есть надежда?..

 

2

ну, вот, картинка прямо из жизни, без всяких умствований

у человека появилась проблема с ящиком: вроде, ящик уже старый и надо менять, от него голова болит, потому что, как научил солидный дядя из магазина, развертка мала: всего 50 герц, поэтому изображение прыгает, а надо, минимум, 200

короче, надо установить картинку, ребята

еду в крупный маркет, начинаю переговоры; ящиков много, все красивые; рыжий парень объясняет, что это они пишут, т.е. фирмачи, что там 400 герц, на самом деле больше 200 не бывает, так что достаточно купить вот этот – и все будет в порядке

ок, идем дальше; вертлявый приказчик поведал, что вполне достаточно 100 гц, вы, говорит, не определите разницу; тут же, в соседнем магазинчике, парень, который держался уныло и искренне, сообщил, что у него дома стоит старый ящик 50 гц – и ничего не прыгает, а все зависит от качества сигнала

то есть, проблемы вообще не существует, дядя, и дядя думает: мать твою, может, дело-то не в ящике, а в голове, которая болит от возраста? – прежде, в молодости, ничего не прыгало!..

с другой стороны, меня вдруг заинтересовала ситуация, где данные, которые написаны в каталоге – чепуха, и все, с кем я говорил, сообщали совершенно различные точки зрения на проблему – совершенно уверенно, без сомнений, и теперь такой вопрос: кому верить?

Панасонику, рыжему, вертлявому, форуму, черту лысому? – везде разные данные, совершенный тупик; все врут разное, не понимая, что я же пойду к соседу, и он мне наврет иное… в общем, уехал, ничего не купив, уверившись раз и навсегда: торговать не умеют

значит, один говорит: бросьте ломать голову, они пишут 400 – имея в виду сто; другой: они пишут 50, но эти пятьдесят плюс система коррекции – дают 100; третий: эти сто у Филипса равны 400 у других и т.д. – ни одной цифре нельзя верить!

вот, цивилизация – это когда 100 равно ста, а у дикарей это по погоде; там каждый выдумывает свой миф, и если у вас такая голова, в которой 50 равно 200, то почему вы удивляетесь, что суд выносит такие приговоры – тоже по погоде? – и власть действует по неким непонятным мотивам, которые она сама сроду не смогла бы изложить на бумаге!..

еду домой и думаю: ну, хорошо, когда мы обсуждаем картину Матисса, тут всегда разные точки зрения, и это даже хорошо, это правильно – тем не менее, мы же все признаем, что синий – это синий

тут же пять разных точек зрения по поводу технического устройства, где все описано и собрано по чертежам! – вы понимаете, сколько поэзии у дикарей, которые описывают одну и ту же столетнюю акацию разными мифами, которые сочиняют на ходу?..

так вот, там, вокруг Матисса, у нас складывается культура – а тут, вокруг акации, складывается дикость – вот и вся разница; кстати, дикари бывают очень милы, это не вопрос симпатии или антипатии

 

3

чтобы научиться понимать современное искусство, мало личной культуры, и прочитанных книг и любознательности – видимо, решающее значение имеет вся культурная обстановка, собственно, основная тема этой книги – уровень развития всей данной культуры

уметь придать значение определенному сигналу, эмблеме, знаку – это требует не просто подготовки, но это все воспитание человека в его родной культуре, где эти символы и эмблемы так же естественны, как у итальянцев манера говорить жестами

и вы не сможете повторить или объяснить эту уникальную манеру речи, живописную и яркую, истинное произведение искусства – точно так же невозможно человеку, который не понимает значения жеста или знака, объяснить картину Клее

собственно, человеческая культура – это в определенном смысле и есть набор знаков, стилей, систем символов, семантических цепей и пр. в этом роде, в ней все означивается, фиксируется, определяется, описывается, анализируется, и этот ком растет и катится далее

ну а человек дикий, отстраненный от культуры, не придает всему этому никакого значения и занят лишь насущным, «хлебом единым», и поэтому ему странно слышать, когда говорят о святыне или шедевре; нет, он ведь живет в «цивилизованной стране», поэтому отнесется с уважением, кивнет и скажет «ага»

только это ничего не значит: культура, для него, лишь экспонат музея и никак не участвует в его жизни – оформлении жилища, выборе цветов или устройстве дачного участка и множестве других вещей, которые мы делаем чисто автоматически

если вы, вернувшись, например, из Европы, по дороге посмотрите на наши участки, дома, заборы, интерьеры, сразу поймете, о чем идет речь

за таким знаком стоит вся культура

собственно, эту черту я полагаю важнейшей чертой и индикатором зрелой, развитой цивилизации: смысл ее может быть выражен символом, знаком; она оставляет следы, сеет семена, которые восходят новыми идеями, интуициями, образами, в то время как на диком поле ничего не растет

это в равной степени относится к ботанике и социологии и культуре в целом

при этом, плохо то, что эти процессы проходят в динамике – ничто не стоит на месте – и возбуждение, усиление этих импульсов идет так же закономерно под воздействием культуры и духа людей, как затухание, угасание порывов и идей – под воздействием гнета и апатии

и наступает момент, когда население уже не воспринимает этих сигналов, никто не читает знаков, нет значений — и не появляется новых значений и символов, поэтому жизнь теряет глубину, энергию, и воцаряется то мертвенное равнодушие, которое нам так хорошо знакомо

мне нравится Магритт; в нем есть какая-то тайная струна, теневая сторона его планеты…

«Красота ночи» — очень эстетичная вещь, там у него статуя женщины, как живая, перед окном в синюю ночь; есть мгновение, когда ты застываешь у окна в ночь, и действительно пробегает этот холодок и свежесть, обращая на миг в некое изваяние – миг идеального ощущения, которое очень важно

мы стали терять такие состояния, стали однозначны; быть статуей, живым телом, огнем, водой, птицей, камнем, духом — и «Поцелуй» на ту же тему

Р. Магритт. Поцелуй

надо ведь ощущать, знать всей глубиной души это светлое отсутствие, сквожение в мире сем – и сияние в мире высшем, где любовь и Бог одно и где эти слова не вызывают скептическую усмешку

он даже не дает конфигурацию тел – потому что в момент ласки тела утеряли конкретную форму; тут ведь и вечная философская тема формы и содержания, которые оказываются антиподами – противоположными моделями мировосприятия…

на кой черт нужна тут форма – скажем, два тела сплелись в объятии – когда они стали камень, твердыня, и одновременно дверь в мир иной

вообще, эта прореха – прорыв реальности – и есть искусство; и создать такой емкий символ, такую эмблему может лишь очень развитый художник, носитель глубочайшей культуры

видимо, и понять ее, пережить и насладиться этим образом может тоже человек культуры, развитый субъект, в котором такая картина разом всколыхнет массу творческой энергии, повлечет цепочки ассоциаций и других тем

я не знаю ничего увлекательнее этих цепей, этих бесконечных блужданий в катакомбах смысла; и я вижу вокруг миллионы людей, которые даже не подозревают о том, что подобные вещи существуют и имеют какое-то значение

15 января 2020

Показать статьи на
схожую тему: