Миф истории

собственно предмет история – что это такое?..

реконструкция, которая заводит авторов слишком далеко; история есть мертвая жизнь, однако их это совершенно не устраивает, вот и оживают фигуры, являются лица, фривольно, легко рисуются картины жизни целых эпох – по трем черепкам, вот и возникает миф о Помпеи

в этом мифе нет ничего вредного, и то, что он мало соответствует правде – никого не волнует; просто эти мифы формируют наше сознание в детстве и юности, и вот тут возникают интересные идеи

одна из этих идей в том, что современный человек не с нуля начинает процесс самосознания; мы строим собственную личность, кредо, судьбу – и что там еще – исходя из таких мифов, установок, традиций и пр. – и такие картины и мифы играют важную роль в воспитании целых поколений

на картине «Обнаженная статуя» (1946) статуя с живым телом женщины, а рядом сидит и совершает ритуал туалета обычная женщина, тоже обнаженная, и возникает впечатление, что она взяла в качестве эталона первую, статую; мы существуем в мире культуры, в неком музее, который во многом предопределяет и нашу судьбу, и наше творчество

П. Дельво. Обнаженная статуя

для художника, это важный момент, о котором стоит задуматься

ты можешь быть абсолютно самобытным, однако никто не даст тебе реализовать эту самобытность, да и многое – если ты культурный, образованный человек – неизбежно заглушит эти тайные зовы, эти интуиции, так что в результате получится тот же стандарт, что невыносимо

модели Дельво совершенно стандартны, все одинаковые, уникальное явление в истории искусства! – но оно возможно лишь в ХХ веке, ибо это был век всеобщей, уничижительной стандартизации всего на свете: товаров, отношений, идеалов, идей…

следующая идея, выраженная в картине «Помпеи», более сложна; дело в том, что там у него вся эта публика выглядит совершенно современно, потому что история есть набор бумерангов: историки формируют наше представление о жизни, судьбе, о спирали развития и пр., и эти представления бумерангом возвращаются в саму историю и перекраивают ее

мы не знаем древних чувств и настроений, мы не можем проникнуть в смысл мистерий и отношений, и никакой Тацит тут не поможет никогда – так что приходится достраивать, дописывать недостающие части общей картины, и наши представления о человеке и его ценностях всегда построены на кардинальном наборе искажений

П. Дельво. Помпеи

Порфирий выразился на эту тему так:

Миф – символическая конструкция мира и метод его философского познания 1

первая часть максимы важна, ибо я не знаю другой действующей конструкции мира, так что эта является по сути единственной и важнейшей; М. Элиаде говорит через полторы тысячи лет о том же:

Миф сам по себе не является ни хорошим, ни плохим, его нельзя оценивать с точки зрения морали. Его функция давать модели и, таким образом, придавать значимость миру и человеческому существованию. 2

вот культура с историей и стоят на страже этого смысла, этой значимости и развивают всю сумму наших представлений; они не могут быть творческими, особенно в наше время, поневоле тут стандарт и суррогаты, увы

и поэтому творческий человек нашего времени в определенной степени отвращен от истории; он уже прочел нужные книги, он выстроил этот ряд, понял – насколько возможно – «кто мы и откуда», но теперь развивает и реализует активный интерес к современности, у него некие творческие планы и устремления

собственно, в определенной степени этот вектор – вперед или назад (еще есть векторы вниз, вверх…) – для меня лично, и определяет творческий потенциал личности художника; отсюда интерес к тем оценкам, которые он дает эпохам, его представлениям о истории и мифологии

а у нас вообще кризис этой самой значимости: великие писатели показали нам совершенно ясно картину этой деградации, никто ничего не значит

и если ее нет у меня тут и сейчас, если ощущаю, что вообще ничего не значу, так все это можно взять в истории, что и делается повсеместно; некоторые занимаются мифологизацией столь ретиво, что любого подонка или предателя воздвигают в национальные герои – совсем плохо с значимостью

вот в чем важнейшая роль современного творчества: я хочу открыть вам современные смыслы вещей, чтобы вы ощутили собственное – актуальное, сегодняшнее – значение и миссию в мире, где, кроме мифов, существуют реальный смысл и реальный Дух


1. А.Ф. Лосев. История античной эстетики: последние века, кн.1, с.97

2. М. Элиаде. Аспекты мифа, с.76

29 июля 2020

Показать статьи на
схожую тему: