Концепция

Они ходили, не оставляя следов…
Чжуан-цзы

голь на выдумки хитра… сегодня наследники Дюшама выглядят жалко: то что было актуально в момент кризиса, подъема духа, решительного разрыва с обществом, выглядит нелепо, как чистое эпигонство, в период потребительского бума

мы переживаем серьезный творческий кризис; конечно, искусство – это поиск, и ты не знаешь, куда выведут очередные порывы в никуда или игра в символы, тем не менее, стало скучновато…

что же уходит?

сам смысл искусства как деятельности творческого духа, которая одухотворяет, очеловечивает природу и самого человека; мы теперь даже лучше понимаем природу искусства – как лучше виден корабль, который отошел от причала

и поэтому само творчество утеряло высоту и превратилось в придумывание, в коллаж, инсталляцию; а в чем природа этого жанра? – тут именно наляпывание, наслоение, синтез вещей, а не образов и идей

собственно, художник теперь не зовет, не взлетает ввысь – как у Кандинского, восходящая диагональ – он сетует и жалуется, обличает убожество и пустоту сознания; и у меня возникает невольное подозрение, что у него самого такое же сознание… ведь художник пишет себя

современное искусство стало другим; это не набор школ или идей, это цельный, непроницаемый процесс: и любой опус или даже судьба звучат лишь как нота в общей симфонии; огромная степень связности

тут бытийность, бытие: художник заявляет: я есть, и я в этой формуле — главное слово: эта земля существует, потому что я по ней иду, и понять эту позицию невозможно другому, чужому человеку (для него, тут поза, а мир — реальность)

да тут и нечего понимать – тут надо БЫТЬ; давным-давно один великий поэт описал это состояние весьма ясно, только его не поняли

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови

случайность, тут, в смысле: небытийность, чувство моментальное, случайное, которому сам человек не готов придать решающее, судьбоносное значение – оттого и нет любви в его жизни, а царит во всем холодное равнодушие; и он не способен к жертвам

эта способность, как и прочие высокие свойства души, гаснет, уходит, и в холоде угасает личность, остается оболочка, как это любят показывать современные концептуалисты

«холод тайный» отравляет все, лишает огня, смысла, человек утерял путь, и все координаты совершенно ложные, все идет не туда – это очень пронзительно показал Чехов; это разочарованный русский интеллигент, постепенно превращающийся в унылого циника

вся его жизнь пуста и ведет просто к смерти: черные круги Пригова – и больше ничего; не люди – население, не ценности – бренды; счастье? – человека разобрали на части

так растут наши дети, с самого раннего возраста пустые игры и увлечения, и тонны ненужных знаний, которые не усваиваются и не дают ни мудрости, ни импульса жить – лишь забивают несчастный и ослепший ум

и отсюда, бессилие, инерция, которая и влечет дальше по жизни, так что этот мотылек легко перелетает с цветка на цветок, носится по миру, ничему не верен, ни к кому не привязан — ничем не жертвуя –

Г. Кишецкий

и хотят прилепиться – куда угодно – к Европе, к черту лысому, только бы изжить эту пустоту и дрянь, и злобу, но там находят то же самое, потому что дело не в национальности или традиции, от себя не убежишь

и к себе пути нет: слишком долго подражали той же Европе и ей отдавали все лавры (когда они являлись), а своего не ценили и не желали, и не умели понять; снова вспоминаем мы сегодня гениального Чаадаева, которого тоже ни черта не поняли

и сегодня так же трактуют — как призыв на Запад, к культуре, которую нам там подарят; а ее не дарят, ей не учат, ее надо пережить, в ней надо БЫТЬ!..

 

стремление дойти до сути опасно

на картине смывается краска, и проступает постепенно дерево – и ничего больше, формула концептуализма, который желает выдвигать голые идеи, которые оказываются сырьем – и только

опрощение, тяга к земле – все это мы в России прошли, закончилось трагически; это простота, которая хуже воровства; человек развивается циклически и должен пройти свои круги жизни, круги познания – таким и только таким образом возвращается простота и чистота «изначальных свойств», как учили древние китайцы

а эти, напротив, стремятся ходить, оставляя следы – грязные, мощные, чем более скандальные – тем лучше; отсюда что следует? – только лишь резкое снижение интереса к искусству и падение его престижа – и влияния

В. Хегарти

художник спокоен, его искусство ничему и никому не служит, как выразил это Уайльд, оно совершенно бесполезно

а нынешний художник не таков: слишком чувствителен к мелочам, слишком часто реагирует на внешний мир, увлечен его мутными потоками и новыми играми — да он по сути дела уже и не отличается от толпы, вот отсюда и весь концептуализм: решили вылечить больное человечество…

и совершенно напрасно, потому что и указанное человечество должно пройти свои круги, и никто никого не может вылечить: они до сих пор насморк лечить не умеют, так что ж говорить о таких болезнях!..

настоящее искусство существует в своем мире, оно бытийно, реализуя возможный максимум онтологии, в этом вся сущность этого творчества – и этой судьбы; нарушение закона есть слабость и отдается резким снижением качества творчества

и поэтому все концепции и идеи, философия и мистика, поэзия и правда – все в таком искусстве существует в цельном виде как параллельная реальность – иного пути для современного художника я не вижу

в противовес этому, не имея подобных ресурсов и цельности, они разменивают качество на количество, отчего развиваются обратно-пропорциональные прогрессии (формула гуманитарного кризиса); поток «идей» обрушивается на вас, и создается впечатление могучего эстетического движения

сексуальность маркирует главную тему, которая вдруг вырывается из-под спуда, потому что они видят тут основную причину кризиса, и в этом взрыве секса, в чистом порно при отсутствии настоящего эротизма прогрессия достигает пика; и в знаковом ключе, остается лишь этот символ воспроизводства – ничего более; Вавилон

это чистый симулякр, потому что внутри движения работают совершенно другие, антиэстетические, слепые силы, энергия выплескивается в разрушении, бессмысленном обнажении (нечего показать, кроме фаллоса), слепом бунте – иногда им нельзя отказать в искренности, но редко является настоящий талант

возможно, это издержки и идет наращивание идейного потенциала, ведь всегда начинается с разрушения и бунта; и подчас и в концептуализме встретишь весьма точный портрет нашего времени – недаром трудились люди…

 

П. Маккарти

24 мая 2020

Показать статьи на
схожую тему: