ГлавнаяИдеиМонологиФердинанд Ходлер. Достоинство

Фердинанд Ходлер. Достоинство

да, убежден, что именно достоинство – это главное устремление и базовая ценность в любом нормальном человеке; его очень сложно строить и очень трудно опровергнуть; оно придает силы и импульсы для развития и жизни в самых сложных условиях

однако оно бывает разным, скажем – двух родов: сакральное достоинство имеет свои корни и источники, свое качество, оно может базироваться на самых разных вещах, вовсе не обязательно на настоящих и чтимых святынях

священными могут стать земля, горы, море, пустыня, амулеты, предания – все что угодно; это начальный уровень самосознания, когда миросозерцание формируется естественным образом, собственно без усилий самого человека – так растут кактусы или наши лопухи

это datum – данность, нет развития, сомнений, преодоления и роста; никакого творчества, никакой философии, отсюда недвижимость и связанные с ней философские и духовные аллюзии; ну и разумеется, вечная вражда с Другими

дикари на картинах Гогена так стройны и так полны чувства собственной значимости и чаруют нас этим первоначальным, исконным, природным достоинством, которое увидел человек с высоты современной культуры

а недаром они так увлекались дикарями (Гоген, Матисс, Руссо, Пикассо и пр., и пр.), ведь второй тип — культурное достоинство – тоже неоднозначно: во-первых, далеко не все достигают уровня настоящей культуры, которая – как все мы давно узнали – слишком легко профанируется — демократия!..

Ф. Ходлер. Уставшие от жизни

и ведь силы не бесконечны: мы все действительно очень усталые люди, осознавшие тупики на путях земных; мы слишком многое осознали – многие полагают, что именно в этом наша беда, ведь это знание не придает новых импульсов – и уставшие люди быстро стареют… теперь мы решаем эту проблему не творчеством, а лекарствами

в этом царстве пошлости люди быстро слетают с орбит творческого развития, осмысления жизни и принимают бытующие в обществе суррогаты; главное, они теряют ту цельность, которой дикари поразили Гогена; культура вовсе не гарантирует идеала: человек, особенно современный человек, слишком неустойчив и непоследователен

отсюда все конфликты в современном мире – как между двумя типами достоинства, сейчас это принимает самые острые формы: города уже бомбят… — так и внутри самих парадигм: культурный тип стремится к очищению, дикари – к устойчивости

и отсюда, в первом случае, разрывы и расколы, когда абсолютное большинство населения оказывается вне настоящей повестки дня, вне культуры – что в данном случае ставит под сомнение весь проект – и самым ярким образом это продемонстрировал модернизм, поднявший мощный бунт против пошлости и фикции

и ведь действительно, люди, которые смотрят ящик, не могут претендовать уже ни на какое достоинство!

а во втором случае идет борьба с культурой, попытка повернуть историю назад, к милой дикости и старине, и мы убеждены, что сделать это невозможно; только все чаще начинаем осознавать, что, видимо, все культуры оказались фикциями, идеала нет, одни тупики и по дороге вперед… и правда лишь в творческом ритуале

Ф. Ходлер. День

это удивительная гармония фигур и гор на картинах Ходлера, который парит над этим грешным миром раздора и поет свою чистую песню Заратустры

23 мая 2020

Показать статьи на
схожую тему: