ГлавнаяИдеиМонологиЦиклы культуры

Циклы культуры

видимо, есть эпохи, когда раскрывается человек, когда художники – кисти или слова – описывают его богатый внутренний мир; человек в сентиментализме стоит в центре всей картины, заявляет свое право на монолог, на исповедь, и все прочие мотивы отходят в тень

культура наращивает содержание, набор смыслов, которые потом, на следующем этапе развития цикла, позволят создавать зрелые, новые формы

Д. Рейнолдс. Автопортрет

Рейнолдс именно это и делает: раскрывает этот внутренний мир, сложный, многогранный, и его герои всегда заняты мыслью, не позируют, а пойманы в некий миг размышления; это люди серьезные, и даже дети чем-то заняты, мыслят, вы видите, что у этих людей развитые чувства

это шаг вперед в сравнении с эпохой барокко или игрушечными сценками и мифами рококо, которые, в свою очередь, были явным этапом формообразования, завершением предыдущего цикла культуры

 

люди давно начали понимать цикличность всех культурных процессов; стало очевидно, что классицизм уступает место романтическим порывам, а за ними идет успокоительный реализм и т.д., затем новый круг; взлеты сопровождаются периодами опустошенности

однако циклы не означают непременного роста и успеха, одни приводят к расцвету культуры, другие – к катастрофе, почему? – видимо, культурный цикл, чтобы быть позитивным и полноценным, должен формироваться определенным образом, а также иметь солидную содержательную базу

просветители раскрыли нам образ человека, и сентиментализм явился настоящим открытием мира, началом того персонализма, который теперь начал новый позитивный цикл в философии и искусстве; отсюда, мощь европейского романтизма

это тема лермонтовской «Думы», отмечающая именно отсутствие реальных условий для развития русского романтизма, отсутствие нужного уровня развития и масштаба сознания: эти порывы и бунт ценны именно в сформированной личности с богатым внутренним миром –

это 1й позитивный цикл; затем Диккенс, Достоевский становятся вершинами 2го цикла, и за ними идет новая волна романтизма, символизм; снова, русский символизм оказывается подражательным и не набирает нужную глубину и силу; литература дает богатый материал для позитивного роста, но цикл оборван

а в Европе идет война, затем новое накопление (Ницше, Кафка, Пруст) и новый взрыв романтизма – метафизика, сюрреализм, потом они дадут авторское кино, импульсы к развитию феноменологии, семиотики и др., и снова цикл идет по схеме: раскрытие-закрытие, содержание-формирование

в конце века на бесконечной равнине происходит смена формации, но и свобода сама по себе ничего не дает без этого содержания, которого просто нет; отсюда совершенное бесплодие: никаких циклов, никаких идей; корабль продолжает уверенно следовать мимо культуры

и отсюда, полная бездарность и бесполезность любых реформ или попыток организации жизни, экономики, социума, образования и т.д.; напоминает сорванный ремень, так что движение не передается на вал и машина стоит на месте

и причина всем уже понятна: настоящая глубокая культура ставит в центре человека, утверждает ценность и приоритет личности, и она, например, никогда не применит к герою определения «эгоист», потому что там иначе оцениваются личные порывы и феномен бунта

и напротив, в дикой, неразвитой, малокультурной среде люди не понимают, где находится источник развития, откуда могут поступать импульсы позитивного движения: они перебирают разные идеи, меняют формы общежития и главные векторы, однако напоминают слепых из пьесы Метерлинка: ничего не получается, ничего позитивного не формируется

Д. Рейнолдс. Лондонский мальчик с портфолио: школьник

иллюстрацией можно считать, например, совершенно пренебрежение к самой теории литературы, в которой царит хаос: Жуковский объявлен романтиком, а Карамзин – сентименталистом, почему – никто не ответит

в то время как в русской литературе просто бушует настоящий, глубокий сентиментализм: Пушкин, Тургенев, Гончаров, Достоевский и т.д.! – однако никто не анализирует этих явлений, не стремится понять эти процессы, потому что они в небрежении как вечно бесплодные

разумеется, совок внес свой вклад, смяв всю эту культуру, обратив ее в этот невнятный и бесплодный «реализм», да тут еще несколько поколений «писателей», мощная волна активной, кипящей бездарности, которая смела остатки дарований…

и получается, что в самой глубине, и даже на начальном уровне (определение направлений) эта культура не осознана, не понята, и открытия, великая творческая энергия – не работает и не дает новых всходов

отсюда один шаг к идее культурного цикла как социального движения, только мне лично очень не хочется делать этот шаг; однако ведь ясно, что одному, даже гениальному, художнику не под силу сдвинуть эту махину, в которой не происходит процессов раскрытия и цветения (сначала раскрываются цветы – потом закрытые плоды)

 

циклы развиваются и в человеческой жизни; в последние годы я стал сомневаться в пользе образования; на самом деле в разные эпохи жизни человек тоже тяготеет к раскрытию, и в такое время отлично себя чувствует на кафедре; напротив, в полной зрелости уже стремится оформить свои идеи, это эпоха плодоношения

именно в такое время преподавание отходит на второй план; ведь в основе моего стремления научить кого-то — желание научиться самому: исследовать, постигать, открывать; когда же все открыто и творчество есть оформление, производство опусов – не до учеников, это перестает быть интересным

ведь им я могу лишь передать азы, и для меня – в моем нынешнем положении зрелого мастера — это лишь скучное повторение; наступила эпоха закрытия, завязывания, формирования и созревания плодов

поэтому совершенно справедливо умные руководители образования избегают брать на работу стариков: те готовы подработать, но уже не способны к настоящему исследованию предмета, у них нет пафоса, нет импульсов; мысль их идет глубиной, которой невозможно передать новичкам

ну, и уж совершенно драматическое положение творческих субъектов, которые оказываются вне цикла (его просто не существует): цветы срываются и выбрасываются на ветер, а про «тощий плод» мы уже все знаем – традиция!..

16 июля 2020

Показать статьи на
схожую тему: