ГлавнаяИдеиМонологиАнри Лоран. От камня

Анри Лоран. От камня

А. Лоран. Голова девушки

камень иногда играет роль укрытия; то есть, опус не раскрывает персонаж или идею, а скрывает ее – это актуально для модернизма, где раскрытие вообще редкое явление

современный человек выпадает из времени, замыкаясь и не находя средств или желания открыть себя миру, поскольку сам мир уже не тот мир культуры, в котором легко протягивались связи и люди говорили на понятном языке; субъект энигматичен

изображают человека в том же стиле, как стали бы изображать дерево или скалу – ничего личного, ничего определенно живого, мы встречаемся, смотрим в глаза и понимаем: там что-то есть, что-то важное, возможно, однако все тщетно: у нас нет средств раскрыть эти бездны

камень можно расколоть – человек остается неприступной скалой, с которой я ничего не могу поделать; каждый хранит свою замкнутость, и тому есть причины; думаю, во-первых, это та плоскость восприятия, пошлость масс-культуры, которая воспрещает мне раскрытие, если я желаю сохранить свой живой мир с его своеобразием

мы стали мыслить по лекалам, сплошные штампы, и меня просто ставят в ряд пешек, чтобы начать игру – не желаю, лучше вот этим камнем буду лежать на дороге, сохраняя свое достоинство – личный взгляд, личную конфигурацию сознания

это очень актуально

А. Лоран. Лежащая женщина с поднятой рукой

иногда человек у него какой-то сжавшийся в комок, но живой, мягкий, одушевленный комок, который сразу выделяется из камня; сама неоформленность сущности – главная философская идея времени

переломленные и скорчившиеся фигуры говорят о невозможности воплощения, и художник просто не может дать цельный образ – потому что его нет, потому что вокруг бушует хаос и нет возможности восстановить человека средствами искусства

это кризис, который нам следует воспринимать с пониманием и уважением, по той причине, что сами-то мы давно утеряли способность фиксировать кризисы или осознавать катастрофы

 

художнику привычно идти от материала, потому что сам материал – это уже идея; одно дело смотреть на человека от философии, от пышных формул классической мысли, и уж тут не сравнишь его с камнем, ни-ни – совсем другое дело идти от мертвого, холодного камня и пытаться его оживить

это вообще вечная дилемма, которая стоит перед всяким мыслящим человеком, который, как только начинает мыслить, неизбежно понимает, что человеком ему еще надо стать

и токи жизни, тепло культуры, трепет ласки, пульс сомнения, жар творчества или полет мечты – все эти вещи оказываются не такими вечными и неизменными, как мы полагали; и чтобы их сохранить, нужны титанические усилия творца

мы стали мечтателями: фигуры Родена, эти сплетающиеся в экстазе юные тела так красивы, однако они сразу напоминают мне сцены из голливудских фильмов; человек стал камнем с острыми углами – или как беззащитный зверек, ищет убежище

мы купаемся в океане информации, социологи дают нам новые и новые порции опросов, человек просвечен со всех сторон, и чем больше данных, тем меньше я его понимаю; потому что все эти данные – шум, а не суть; потому что исчезло главное – исповедь, творческое открытие

и поэтому вокруг миллион второстепенных деталей типа «как вы относитесь к реформе образования?» — а Диоген все ходит со своим фонарем…

это в первую очередь касается близких

сам их статус предполагает открытость, и отсюда резкое обратное движение в условиях, когда открытое лицо – невозможно, вся окружающая жизнь его отвергает и воспрещает: это поступок, на который не всякий способен

люди пытаются что-то сделать, но в основном это экстенсивные, апатичные реакции: например, у нас ведь много информации о родных людях, но мы не делаем выводов, предпочитая спасительную (как нам кажется) слепоту; и таким образом отношения угасают, мертвеют, снова камень…

Христос учил иному

но Дух угас, и оказалось, что все прочие формы отношений, все низшие типы связей ничего не дают и не могут сформировать настоящей общности; вот поэтому, видимо, все «общественные отношения» постепенно стали чистыми симулякрами

с ужасными последствиями

с другой стороны, в эстетике стиля, кубист наполняет форму до максимума, добиваясь напряжения композиции, тяжести – такая фигура в любом зале сразу привлекает внимание концентрацией, весом, некой конкретностью, за которой маячит абсурд

образ – это всегда противоречие, иначе нет никакого художественного образа, и тут оно налицо, а у Лорана привлекает удивительный лаконизм, фигура словно сжалась и оставила много пустоты и света; и в его живописи много пространства, там звучит ясная метафизическая нота

а эта тональность говорит мне о том человеческом жизненном мире, который вовсе еще не исчерпан – и более того, мы пока ходим там робко, как гости, и пробавляемся плоскими фикциями вместо того, чтобы погрузиться в настоящее

это также вечный вопрос о уровне нашего знания: кто мы, мудрецы, познавшие свой мир и даже уже уставшие от знания, или напротив, дети, собирающие камешки на берегу Океана (образ Ньютона)?

из кубизма следует второе

27 мая 2020

Показать статьи на
схожую тему: