ГлавнаяИдеиМонологиВеликое дело зла

Великое дело зла

Чем больше мы видим, тем больше мы погружаемся во зло, и совершенное видение привело бы к окончательному воцарению зла в мире. Только об этом и говорит платоновская притча о пещере (1.367)
Л. Шестов

Э. Уорхол

I

Уорхол великолепен; в истории искусства не было еще художника, который так откровенно бы «лепил дурь» – блатная феня иногда незаменима, потому что не подыщешь нужных красок на обычной палитре – и давай, штампуй эту монулизу в разных цветах, выглядит очень мощно

смысла никакого – да он и не нужен, он даже очень вреден, как станет понятно из ниже следующего

что есть зло? – вопрос метафизический, а потому неразрешимый; но мы все же что-то знаем о его сущности (если таковая имеется – в чем я лично сомневаюсь); итак, великий Мэн-цзы учил, что «зло приобретается», оно есть результат влияния на человека внешних факторов и предметов, когда «наступает помрачение от вещей» 1

очень актуально, запомним

Уильям Ло написал:

Люцифер, когда он предстает в своем естественном величии, таким, каким его создал Бог, является абсолютно благородным созданием. Но когда он предоставляется самому себе, когда он относится к своему «я» и своему естественному величию, как к своей собственности, он превращается в падшего ангела, то есть в дьявола. То же самое относится и к человеку. Если он замыкается на самом себе и воспринимает свое естественное величие, как свою собственность, он превращается в падшего человека, то есть в дьявола.

кого вам это напоминает?..

да, дьявол горд своим величием и силой; сразу вспоминается гетевский Мефисто, великолепный в своем алом плаще

Фауст становится одержимым; стремление к знанию – одержимость злым духом; тут человек не надеется на Бога и Его всеблагую волю; он пытается сам «вырваться из тупика»; и Фауст одержим чертом, Мефистофелем, однако эти два лица – в сущности, одно лицо, они – одно целое

это важно понять: без объекта своей активности, без Фауста черт превращается в пустоту; только через жертву он может воплотиться и пытаться доказать свое право на существование; и тогда черт – не пустая фантазия и лицо из сказок – он есть путь

одновременно, и Фауст только через черта может воплотиться, продолжить круги земного познания, потому что Мефистофель и воплощает ту отрицательную духовность, которая единственная доступна Фаусту и открывает новые горизонты; точнее, Мефистофель – вера Фауста, его заблудшая в дебрях мира душа, спор его с Мефистофелем на протяжении всей книги – спор с самим собой, рост и мужание души

суть сделки ведь именно в этой иллюзии, что возможен рай на земле: возможен такой миг, когда человек познает блаженство и смерть желаний; это типично земное, человеческое заблуждение и олицетворяет Мефистофель, которого можно рассматривать и как просто персонификацию человеческой слепой и бездуховной воли; иногда мне кажется, что блистательный Мефисто – чистый американец, какая странная фантазия!..

дух говорит Фаусту на вопрос, кто он:

Лишь дух, который сам ты познаешь…

тут ведь мысль и о том, что зло не имеет своей сути и своей даже формы: оно нуждается в содержании, хватает что попало, какие попало облики и идеи, чтобы извращать их и в них существовать; и снова, вам это никого не напоминает?..

да, поэтому познание так опасно: я пытаюсь силой вломиться в Царствие Небесное, и хотя оно, как известно, «силою берется», и это сказал сам Христос, тем не менее, в познании я сразу оказываюсь жертвой зла; однако сделка Фауста с чертом допускается Богом, потому что вне зла для человека в мире нет пути

и есть люди, которые это отлично поняли и готовы на любые сделки, только бы осуществить этот путь и познать самое обычное блаженство без всяких там божественных выборов и пр. сомнительных шансов…

 

II

Ж. Бодрийяр интересно понимает природу зла

…зло, в сущности, не противостоит добру – они асимметричны… мы имеем дело с известной прозрачностью, или, лучше сказать, «работой прозрачности [transparation]» зла. Несмотря на то, что непосредственно мы привязаны ко множеству технологий добра и счастья, определяющий фактор нашего движения – это зло. Вся наша стратегия, следовательно, в конечном счете представляет собой стратегию зла через зло

ясно, что зло становится таким же привычным свойством нашего мира как воздух или вода; Бодрийяр верно замечает исчезновение смысла, обмеление сознания

Когда вещи, знаки, действия освобождаются от своих идей и концепций, от сущности и ценности, от происхождения и предназначения, они вступают на путь бесконечного самовоспроизводства. Все сущее продолжает функционировать, тогда как смысл существования давно исчез. Оно продолжает функционировать при полном безразличии к собственному содержанию 2

искусство сразу фиксирует этот процесс, и тут Уорхол – просто шедевр; я не считаю, что он принадлежит к сфере искусства, или творчества – тут чистое производство суррогатов – тем не менее

Можно было бы также говорить и о трансвеститах от эстетики, символическим представителем которых выступает Энди. Как и Майкл Джексон, Энди Ворхол – одинокий мутант, предшественник великолепного универсального смешения искусств, формирования новой эстетики, вбирающей в себя все существующие виды эстетики. Как и Джексон, он – совершенно искусственный персонаж, столь же невинный и чистый гермафродит нового поколения, вариант мистического протеза и искусственной машины, которая своим совершенством освобождает нас одновременно и от пола, и от эстетики

вот еще красивая фраза:

Он представляет конфигурацию современной эстетики, которая являет собой радикальный агностицизм

сколько же люди знают способов описания пустоты – просто диву даешься! – дело касается не только такого «искусства», повсюду проникает дух зла, дух пустоты и суррогата

Транссексуальность и трансполитика объединяются в одном и том же ироничном безразличии. Такой результат – немыслимый всего несколько лет назад – свидетельствует о том, что не только сексуальная, но и политическая культура перешла на сторону маскарада

люди могут даже и понимать бессмысленность своей жизни, но инерция общего движения – поразительно мощна

Нет, кажется, ничего более бессмысленного, чем эта манера бежать, без конца реализуя способность бегать. Но люди бегут…

то же безразличие к содержанию, та же навязчивая и операционная исполнительность и бесконечность характеризуют и современное использование компьютера, который превратился в мир, в котором живет человечество – это мир без окон, чистый мир зла

тут человек сразу становится молекулой, он не может мыслить, да и все равно в этой куче его голос никто не услышит

Можно предположить, что фантастический успех искусственного разума вызван тем, что этот разум освобождает нас от разума природного; гипертрофируя операционный процесс мышления, искусственный разум освобождает нас от двусмысленности мысли и от неразрешимой загадки ее отношений с миром

 

Бодрийяр поэтизирует эту стихию пустоты

Все, что извергает из себя проклятую сторону своей сути, подписывает себе смертный приговор. В этом и состоит теорема о проклятой стороне вещей.

Энергия проклятой стороны вещей, ее неистовая сила принадлежат принципу Зла. Под прозрачным покровом согласия непрозрачность Зла, его стойкость, одержимость, непреодолимость, энергия изменяют порядок повсюду, проявляясь в нерегулируемом потоке вещей, в распространении вирусов, в ускоренной работе в режиме перегрузок, в выходе за пределы причинности, в эксцессах и парадоксах, в полнейшей необычности, в странных аттракторах, в невнятных сцеплениях

и в «Америке» та же тема:

Общество живет за счет энергии зла 3

конфликты, кризисы, преступность порождают энергию противления, все крутится – подобно тому как любая война дает импульс экономике, вот и воюют неустанно…

Принцип зла – не моральный, а системный. Это принцип неустойчивости, принцип комплексности и чуждости, несоединимости, антагонизма

а вот мысль о знаменитой американской демократии; я лично ее уважаю, но одновременно понимаю, что в нашем мире нет никаких абсолютов, везде надо всматриваться и изучать

Если демократия начинает работать вхолостую, т.е. сама на себя, когда она сводится к защите принципов, а не конкретных людей, когда человеческие сострадание, боль, мужество, смелость – все это отмирает по причине ненужности, то система приобретает чудовищное ускорение, в ходе которого возникают турбулентности, угрожающие ее собственному существованию

и в эту орбиту, в эту воронку втягиваются другие страны, и вот уже весь мир крутится в этом бессмысленном вихре перепроизводства; конечно, однозначность, простота, убожество системы защищает себя

…радикально Другое нестерпимо. Если его нельзя освоить, его нужно искоренить. Такое отношение к Другому как к своему или, наоборот, к враждебному, по сути дела и обрекает на стагнацию… Только признавая Другое вне себя, оно может открыть другие возможности внутри себя

 

III

в «Америке» много красивых сравнений и образов, поистине чудесная книга; Бодрийяр, несомненно, лучший писатель non-fiction своего поколения; Америка его отчуждает, пугает и одновременно завораживает этим механическим, искусственным, вертикальным измерением

В этом путешествии передо мной встает лишь один вопрос: насколько далеко можно зайти в истреблении смысла, до какого предела можно двигаться в безреферентной форме пустыни, не рискуя при этом лопнуть, как мыльный пузырь 4

мыльные пузыри становятся все более актуальными, когда вспоминаешь эти современные кризисы и гос. долг и прочие красоты

Мы никогда не постигнем тайну, которая связывает зло, лежащее в основе величия, с самим этим величием. Америка могущественна и оригинальна, Америка агрессивна и отвратительна…

собственно, воплощение зла, если кратко: однако само зло, как мы поняли, от недостатка, зло и злая воля… впрочем, нельзя сказать чтобы они совершенно были не связаны, не так ли…

Именно здесь надо искать идеальный тип конца нашей культуры. Этот американский образ жизни, который мы рассматриваем как наивный или нулевой в культурном отношении, даст нам полную аналитическую картину конца наших ценностей

добавить нечего

Америка как воплощение мирового зла – в отличие от традиционной кричаще банальной идиллии добра, которую они привыкли рисовать и которая в любом фильме конечно же побеждает всех и вся – это надо пояснить; дело в том, что я лично вовсе не пишу тут обвинительный приговор

я не думаю, что кто-то, даже очень умный, мог бы системно и концептуально управлять современным миром; зло, учили древние, есть отсутствие, сквожение, пустота – вот она и порождает это обратное движение от всех тех идеалов, до которых как до звезды современным циникам…

они реализуют то, что имеют, именно свою бешеную энергию, презрение и  цинизм, так что даже возжелай они жить как герои их диких фильмов – никак не получится; в таких случаях, обсуждая негодного мужа своей племянницы, мой дед говорил, покачивая головой: нечем чем

как самая энергичная и мощная формация современного мира они просто реализуют мэйнстрим, основной вектор, совершенно хаотично и почти случайно избранный не из-за какой-то силы зла, а исключительно вследствие отсутствия позитивных ценностей и свойств

и оттого так просто и ясно они живут и мыслят, так агрессивно и нахально захватывают ресурсы и влияние, с таким небрежением относятся к прочим ценностям и культурам: они в этом просто ни черта не смыслят

ведь согласитесь, сатану значительно переоценили: ну в самом деле, что он может смыслить в духовном? – что он понимает в высоких стремлениях человеческой души: его секрет в той простоте, которая открывает все двери в обычном мире быта или экономики – а прочие ему просто не нужны

живите, мыслите, обращайтесь с людьми так же просто – и вы завоюете мир! – ну, там могут возникнуть некоторые досадные проблемы: например, не рекомендуется глядеть в зеркало, и пр.

значит, примерно так:

Здесь мы имеем дело с известной прозрачностью зла; несмотря на то что непосредственно мы привязаны ко множеству технологий добра и счастья, определяющий фактор нашего движения — это зло; вся наша стратегия, следовательно, в конечном счете представляет собой стратегию зла через зло

все-таки, говоря о современных США, «определяющий фактор» более конкретен и ясен: это разрушение; мир несовершенен, и эти творцы новейшей антиутопии решили, что лучше будет его разрушить и затем править им на новых основаниях, без всей этой ненужной лирики и национальных особенностей, в которых черт ногу сломит

тут и ответ на вопрос: отчего же они сажают на престолы отпетых подонков и фанатиков, которых осуждает их же фразеология (и все-таки было 11 сентября, или это не имеет значения?..) – а ответ удивительно прост

ваш вопрос связан с традиционным (устаревшим) пониманием политического интереса; а тут неважно, кто во власти: чем хуже – тем лучше; чепуха, будто они хотят «насадить демократию» – она не редька и ее невозможно насадить: цель – разрушение

ну а кто сделает это лучше, чем фанатики? – история ХХ века их многому научила, а лучше всего научила богатеть на военных поставках, пока другие заливают кровью собственную землю

прозрачность зла: все видят, все понимают происходящее, однако оно деется некой силой судьбы; в общем, мы тут не виноваты, вы же понимаете, в каком мире мы живем… и тут не злая воля – тут просто умение использовать ситуацию

ну, где-то подтолкнуть, где-то развить и дополнить – как американские абстрактные экспрессионисты, они щедро разливают краску на холст – разбивают, сталкивают, уничтожают – чтобы в результате получилась эта пестрая каша, которая уже совершенно не способна самостоятельно функционировать – просто и жутко

и потому эти «революции» так похожи друг на друга – точно как отпечатки Уорхола, которыми он играет, создавая эти странные автоматические сочетания; и там, и тут совершенно неважны гаммы – важен автоматизм, важен принцип, важна идея


1. История китайской философии. М., «Прогресс», 1989, с.95

2. Прозрачность зла, эл.т, с.2

3. Америка, с.14

4. Америка, с.79

8 февраля 2021

Показать статьи на
схожую тему: